Городской суд Санкт-Петербурга принял решение о признании забастовки моряков ЗАО «Портовый флот», намеченной на 10 ноября, незаконной. Таким образом, суд удовлетворил иск, поданный администрацией «Портового флота». Недовольные этим фактом лидеры профсоюзного комитета компании поспешили сделать заявление в СМИ о том, что акция трудового коллектива будет проведена в назначенный ранее день, не смотря на решение суда. В таком случае, отмечают топ-менеджеры «Портового флота», все издержки от предстоящей стачки лягут на забастовочный комитет. О позиции администрации «Портофлота» в этом конфликте, а так же о подготовке к зимней навигации в порту Санкт-Петербург информационному агентству «ПортНьюс» рассказывает генеральный директор ЗАО «Портовый флот» Александр Денисов.
- Александр Юрьевич, прокомментируйте, пожалуйста, решение суда, которое вынесено 7 ноября.
- Суд удовлетворил наши исковые требования, поскольку процедура объявления акции протеста еще на ранних этапах была нарушена самими представителями трудового коллектива. Неумение и нежелание договариваться с администрацией, личные амбиции, шантаж, во многом упрощенное толкование законов привели к многочисленным нарушениям законодательства о трудовых спорах. Так считали мы, так теперь посчитал и суд. При этом суд указал, что именно представители работников в одностороннем порядке прервали этап примирительных процедур и неправомерно перешли к объявлению забастовки. Я полностью согласен с комментариями в прессе, что нами создан прецедент, показывающий, что и администрация предприятий может выигрывать суды по забастовкам, если придерживается духа закона и не поддается на шантаж и давление.
Заявления профсоюзных лидеров о начале, тем не менее, забастовки с 10 ноября я оставляю на их совести как очередную порцию угроз. Такая забастовка будет считаться, если можно так выразиться, «дважды незаконной». Мы уже известили забастком, что в случае начала забастовки все издержки согласно ст. 417 ТК лягут на них персонально, в том числе и на их собственное имущество.
- Поддерживает ли трудовой коллектив «Портофлота» предложения профсоюзных лидеров во что бы то ни стало объявить забастовку?
- Из моих бесед с работниками «Портофлота» у меня сложилось впечатление, что большинство людей окончательно запутались, в чем цель таких действий профкома? О повышении зарплаты речь уже давно не идет, переговоры прерваны, разговоры только о забастовке. Что в итоге получит конкретный работник, какие гарантии? Никто не дает ответа. Как говорил сатирик - «все заняты процессом».
На мой взгляд, сначала профком, а теперь и забастком преднамеренно толкают работников «Портофлота» на неправомерные действия. Это не могло быть не замечено трудовым коллективом. Так, например, 5, 6 и 7 ноября забасткомом были объявлены три предупредительные часовые забастовки. При этом Трудовой кодекс допускает проведение лишь однократной предупредительной часовой забастовки. Получается, что забастком своими действиями призвал моряков прямо нарушить ТК, к тому же придав этому беззаконию максимальную огласку. В результате, никаких срывов в работе компании в эти дни не было — несмотря на призывы забасткома, все наши суда отработали в соответствии с полученными нарядами. Это, на мой взгляд, уже показывает явный отрыв лидеров профсоюзной организации от плавсостава «Портового флота».
Я уверен, что 90% работников компании вообще не хотят бастовать. Еще до 12 часов дня 7 ноября, до начала заседания суда по вопросу легитимности забастовки, администрация «Портофлота» получила 243 заявлений от плавсостава о неучастии в предполагаемой стачке. При том, что численность всего «Портофлота», включая уборщиц, составляет 629 человека, а не 700, как заявляют профсоюзы. Отмечу, что в числе тех, кто прямо заявил о своем неучастии, были экипажи всех ледоколов, которые обслуживаются компанией. Таким образом, вопрос о срыве зимней навигации не стоит в принципе.
На разрекламированный митинг 7 ноября пришло около 100 человек, послушать, может быть в чем-то для себя определиться. При этом всех затмевали знаменами и листовками какие-то комсомольцы, коммунисты, радикалы и т.д. Какое все это отношение имело к ситуации в «Портофлоте»?
- Почему так значительно отличаются цифры по размерам заработной платы сотрудников «Портового флота», озвученные в СМИ лидерами профсоюзного движения и администрацией компании?
- Цифры, озвученные профсоюзами как 8-15 тысяч рублей — это только оклады, начисления на которые потом составляют еще от 70% до 100%.
Хочу вообще отметить, что практически каждое заявление профсоюза не соответствует действительности. Последние повышения заработной платы у нас в компании были в мае, а затем в августе 2004 года. Оклады были повышены на 15-20%. Кроме того, в этом году запланировано с ноября повышение заработной платы для экипажей ледоколов еще на 15%. Заслуги профсоюзов в этом не наблюдается.
- Как вы относитесь к заявлениям профсоюзов о том, что зарплата наших моряков должна быть соразмерна зарплатам моряков в иностранных компаниях, в иностранных портах?
- Параллели надо проводить не между портами, а между странами в целом. Почему так различается уровень жизни и зарплаты в Германии и России, или в Финляндии и России? Очевидно, это вопрос не ко мне.
Те же профсоюзы забывают, что техника и технологии, а соответственно, и график работы и численность работников в иностранных портах, в частности, совсем другие, нежели у нас.
- Как ведется в «Портовом флоте» подготовка к зимней навигации?
- Сегодня, 8 ноября «Портофлот» подписал акт приемки шестого буксира «Сестрорецк» из новой серии буксиров, построенных за последние 4 года для компании на судостроительном заводе «Пела» в Ленинградской области. «Сестрорецк», стоимостью более 3 млн. евро, был спущен на воду 9 сентября. Эксплуатация буксиров новой серии позволяет на 30% сократить время проведения портовых операций. Последние два буксира данной серии — «Павловск» и «Сестрорецк» отличаются от предыдущих четырех судов: они имеют класс П3В, то есть могут выполнять функции пожаротушения.
Стоит отметить, что экипаж из 13 человек для «Сестрорецка» уже сформирован. Мы рассчитываем, что с 14 ноября новое судно уже приступит к работам в порту Санкт-Петербург. На этом компания завершила первый этап переоснащения собственного буксирного флота. На очереди проекты в области экологии.
Технически «Портовый флот» полностью готов к работе в зимнюю навигацию. В распоряжении компании в порту Санкт-Петербург находятся 9 буксиров, мощностью более 2,5 тыс. л.с. Все суда прошли плановые ремонты.
Так что развитие «Портофлота» идет по намеченным планам, невзирая на различные организуемые кем-то кампании. При этом, нами разработан целый комплекс мер по недопущению срывов поступающих к нам заявок от агентов и судовладельцев. Все заявки выполняются и безусловно будут выполняться и впредь, причем именно собственными силами и мощностями.
- Изменилась ли структура компании за последнее время?
- Да, «Портовый флот» провел реорганизацию своего флота. С 1 ноября все суда-бункеровщики переданы в аренду ООО «Балтмарин». Это танкеры портового класса «Капитан Данилов», «Капитан Шумаков», «Капитан Коваленко», «Посейдон», «Луга». Общая грузоподъемность бункеровочного флота, выделенного из компании, составляет около 9 тыс. тонн. Со всеми членами экипажей названных судов компания «Балтмарин» заключила новые трудовые соглашения.
В планах — формирование специализированных направлений: экологического, буксирного, ледокольного. Сроки здесь — до конца текущего года. Брэнд «Портофлота», таким образом, будет только усилен.
- Как, на Ваш взгляд, не допустить повторения ситуации, когда профсоюзы, выдвигая ультимативные требования к одной из портовых компаний, ставят под угрозу работу целого порта?
- Оценивая события, связанные с кампанией по объявлению в «Портофлоте» забастовки, я еще раз убедился, насколько взаимозависимо друг от друга портовое сообщество. Стивидоры, экспедиторы, буксировщики, железнодорожники… О важности и роли каждой составляющей портовой инфраструктуры вспоминается только в такие пиковые моменты. При этом высказываемые сценарии дальнейших событий обычно сразу пессимистичны: падение, срывы, неисполнение, убытки и т.д.
Мы все, компании, работающие в порту, заинтересованы в его развитии. Поэтому, на мой взгляд, всем крупным компаниям, от которых зависит грузооборот и имидж порта, необходимо иметь некий согласованный сценарий действий в различных форс-мажорных ситуациях, к которым, безусловно, относятся и забастовки.
Спасибо.