На прошлой неделе очередной украинский судостроительный актив перешел в руки россиян. Так, Антимонопольный комитет разрешил швейцарской Avangard Shipyards International AG купить более 50% акции судостроительного завода «Лиман». На данный момент основным видом деятельности николаевского предприятия является строительство яхт. Этот бизнес является более рентабельным по сравнению с традиционным судоремонтом. Кроме того, мощности «Лимана» позволяют спускать на воду лоцманские суда, патрульные катера, рыболовецкие суда, а также понтонные сооружения.
По неофициальным данным, завод «Лиман» принадлежал одесскому бизнесмену Александру Зелинскому, занимающемуся строительным бизнесом. По крайней мере, близкое к нему ООО «Санта» являлось крупным акционером «Лимана», а сам А.Зелинский возглавлял наблюдательный совет предприятия.
Вызывает интерес персона покупателя. Последнее упоминание этой офшорки связано с попыткой в мае этого года купить судостроительную верфь Adriatic Shipyard в Черногории. Однако, сделка не состоялась, поскольку российские «швейцарцы» выставили, по мнению местного правительства, неприемлемые условия. Вполне возможно, что Avangard Shipyards International связана с российским заводом «Авангард» (Петрозаводск, Карелия), занимающимся выпуском траулеров.
Впрочем, западные обозреватели полагают, что европейской судостроительной отраслью вплотную заинтересовался российский монополист «Газпром». В частности, в конце ноября Хорватия выставит на приватизацию три судостроительных верфей в Uljanik, Kraljevica и Brodotrogir. Их продажу планируется завершить к марту 2009 г. Вообще, реструктуризацию этой отрасли Хорватия собралась проводить подавлением ЕС. Это необходимо осуществить до осени следующего года в рамках переговорного процесса по вступлению страны в Евросоюз до 2012 г.
Так вот, по информации западных СМИ, «Газпром» положил глаз на хорватские верфи. Российская монополия нуждается морских транспортных маршрутах и танкерном флоте для укрепления своей международной экспансии. Кроме того, хорватские судозаводы могут интересовать «Газпром» в качестве площадки для производства судов обслуживания и труб большого диаметра для будущих нефте- и газопроводов.
В принципе, с такой логикой можно согласиться. Ведь у РФ нет достаточных мощностей по строительству гражданского флота. Кроме того, в марте в этого года люксемубргский инвестиционный фонд FLC West (его контролирует правительство России), до этого занимавшийся в основном авиационным лизингом, приобрел у Aker Yards 70% прав на немецкие верфи Висмаре и Варнемюнде и завод «Дамен Шипярдс Океан» в Николаеве. Если у двух украинских заводов, купленных российским оффшорками, один бенефициар, то два актива могут быть объединены в единую цепочку. Также отчетливо прослеживается стратегия на покупку верфей вдоль будущих трубопроводов – Северного и Южного потоков.
Еще одним крупным российским игроком в украинском судостроении является «Смарт-холдинг» Вадима Новинского, влияние которой распространяется на крупнейшие центры отечественного кораблестроения – Херсон и Николаев. Бизнесмен непрозрачно сконцентрировал акции Херсонского и Черноморского судозаводов, а также активно лоббирует приватизацию под себя николаевского завода им. 61 коммунара. Также в скором времени Балаклавский судоремонтный завод также попадет под его влияние.
Стоит отметить, что кроме планов по гражданскому флоту возможной целью В.Новинского является помощь правительству РФ по строительству кораблей для ВМФ, с заказами на которые не справляются российские верфи. Более того, в российских СМИ проскакивала информация, что Россия готова загрузить украинские верфи в обмен на продление пребывания ЧФ РФ в Севастополе после 2017 г. На поверку оказывается, что прибыль достанется россиянам.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|