Сергей Борисов
Опубликована: 22 октября 2008 00:05:11
Статья из АИФ №43 от 22 октября 2008 00:03:00
С 1998 по 2002 годы В. Комоедов командовал Черноморским флотом, до этого был первым заместителем командующего Северным флотом и начальником штаба Балтийского
- Владимир Петрович, что мы могли противопоставить эскадре НАТО, вошедшей в Черное море после известных событий на Кавказе?
- Еще будучи командующим флотом, я докладывал тогдашнему президенту России Владимиру Владимировичу Путину о том, какая может сложиться ситуация с вероятным противником на Черном море и наших ответных действиях. Эта информация актуальна и сегодня, поскольку флот с того времени не прибавил, практически, ни одной весомой боевой единицы. На 2002 год только Турции мы уступали в 4,7 раза. А если взять все части ударного флота НАТО средиземноморского направления, то их превосходство над нашими - абсолютное: 23 к 1. Правда, и мы располагаем определенными силами. Во время моего командования удалось перевести в Севастополь с других флотов два ракетных корабля на воздушной подушке - «Самум» и «Бора». Они стали первыми в регионе кораблями подобного типа и составили ударную группу. Очень мощные энергетически: могут передвигаться со скоростью до 60 узлов - 110 км/час, и оснащены самым эффективным ударным оружием. По сути дела, ракеты, установленные на них, не сбиваемы и преодолевают практически всю современную противовоздушную оборону.
Тогда же освободили из «финансового плена» и крейсер «Москва», находящийся в Николаеве. Его ракеты, кстати, достают до любой точки Черного моря. Более того, поддерживают связь друг с другом в полете, определяют: кому куда лететь, самостоятельно выбирают цель, которую нужно поразить в первую очередь. Завезли на флот и двадцать два штурмовика СУ-24, поскольку там не было ни одного ударного самолета: только ТУ-134 командующего и специальная техника – противолодочная авиация, транспортная и вертолетная. Другое дело, что все это надо содержать в надлежащем виде и обязательно выходить в море - без этого флот не выживет. Иначе – крупные неприятности. Вот только последние примеры: загорелся большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников», возвращаясь из боевого похода на Кавказ, задымил при заходе в Севастополь сторожевой корабль «Сметливый» – погиб матрос. А малый ракетный корабль «Мираж», участвовавший в тех же боевых действиях, после прибытия на базу сразу же стал в док: грубо говоря, заклепки посыпались после залпа двух ракет.
- Вы ничего не сказали про подводный флот…
- И здесь ничем порадовать не могу. На Черноморском флоте – образно говоря, полторы подводные лодки. А если взять Балтийский, то соотношение наших сил там с НАТО по этому показателю – один к семи: разумеется, не в пользу России. У немцев в этом регионе – 24 подводные лодки, у датчан- 6, у шведов -4. У нас же, к сожалению, раз-два - и обчелся. К тому же все они - островного базирования, а Финский залив зимой замерзает до 90 суток.
- А нужны ли нам вообще мощные военно-морские силы на том же Черном море, которое нередко называют «большой лужей»?
- Несомненно, нужны. Ведь Черное море соединяется со Средиземным, а этот регион издавна считается, своего рода, политической кухней Европы. В свои лучшие времена Черноморский флот СССР был одним из самых мощных в мире. Взять, хотя бы бывшую 30-ую дивизию, имевшую самые современные крейсера. Или 5-ю эскадру, постоянно несущую боевую службу в Средиземном море. По сути дела, мы тогда могли оперативно влиять на ситуацию в этом стратегически важном регионе, которая, как известно, не всегда складывалась в нашу пользу. Последние события на Кавказе и реакция на них НАТО лишний раз подтвердили это. Потребность в мощном Черноморском флоте возросла.
- Где должен базироваться этот флот?
- Исторически сложилось так, что он всегда находился в Крыму: на этом и стоять надо. Тем более что лучшего места для базирования кораблей найти трудно. Хотя надо быть мудрее и строить военно-морскую базу на своей территории. Уже прорабатываются варианты, просчитываются проекты. Но прежде необходимо принять политическое решение. Не для того, чтобы уйти из Крыма, а затем, чтобы иметь резерв для маневра. Другое дело, что подыскать на нашем черноморском побережье место для базирования кораблей нелегко. Взять тот же Новороссийск. В осенне-зимний период там наблюдается такое природное явление, как "бора": в результате интенсивнейшего обледенения кораблей у них нарушается центр тяжести, и они переворачиваются. А Туапсе присущ "тягун", не позволяющий кораблям стоять на якоре, поскольку верхний слой грунта "плывет". Если же говорить о Сухуми, то Абхазия – суверенное государство, а деньги и туда, причем немалые, надо вкладывать все равно.
- Реально ли при нынешнем состоянии российской экономики возродить былую мощь нашего флота?
- Я присутствовал на закрытом слушании в Главном штабе Военно-морского флота, где говорилось, казалось бы, обо всем. Но этот вопрос, как ни странно, никого из руководства особо не волновал. Хотя угрожают нам сегодня серьезно. Взять то же НАТО. Со стороны Черного и Средиземного морей оно реально может выпустить по России 450 крылатых ракет морского базирования. На балтийском направлении – 150. На северном – 600. На Дальнем Востоке – 750. В общей же сложности - свыше 2,5 тысяч крылатых ракет этого военного блока в любой момент могут нанести удар по России. И это только, повторяю, морская составляющая. Единственная наша надежная защита – ядерный щит. К сожалению, мы пока не готовы строить большие корабли, например, первого ранга или авианосцы, поскольку ряд промышленных предприятий, изготовлявших определенную аппаратуру, технику и оружие, оказался за пределами России, и этот пробел еще не восполнен. Наша нынешняя экономика в состоянии создать лишь малый флот прибрежного базирования, максимум фрегат – сторожевой корабль. Не так давно в ходе выездного заседания думского Комитета по обороне мы посетили судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде. Здесь интенсивно строят два современных крупных военных корабля, но - для Индии, ранее уже получившей три аналогичных – с балтийского завода. А рядом стоит один наш – никак не могут достроить: нет средств. И дай Бог, чтобы к концу года его хотя бы спустили на воду, чтобы завершить, наконец, строительство.