Среди целей стратегии: обеспечение приоритетного использования внутреннего водного транспорта в транспортной системе России, создание условий для переключения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт, обеспечение роста конкурентоспособности внутреннего водного транспорта по отношению к другим видам транспорта, повышение доступности и качества услуг внутреннего водного транспорта для грузоотправителей, обеспечение социальной функции внутреннего водного транспорта по перевозке пассажиров и повышение уровня безопасности.
Как сообщает
"Открытое правительство", стратегия подготовлена в двух вариантах развития – инновационном и базовом. Экономический эффект при инновационном сценарии оценивается в 1,28 трлн рублей, сообщила один из авторов документа, проректор Государственного университета морского и речного транспорта Татьяна Пантина. В базовом сценарии это 932 млрд рублей.
При разработке документа впервые был проведен масштабный анализ всей отрасли. "Проведя анализ, во многих аспектах мы пришли к парадоксальным выводам: не достичь нам, скажем, того грузооборота, что был раньше в силу изменения структуры промышленности, структуры собственности", – отметил директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константин Пальников.
В то же время ряд экспертов выступил за уточнение формулировок целей стратегии и за их увязку с Транспортной стратегией, которая также обсуждалась и корректировалась Экспертным советом при Правительстве. В частности, генеральный директор Центра стратегии и совершенствования управления транспортным комплексом Елена Мясоедова предложила учесть замедление экономического роста и детально прописать развитие отрасли в условиях базового сценария. "Необходимо оценить минимальный размер инвестиций", – согласился заместитель генерального директора Первой грузовой компании Алексей Лапиков. А президент Ассоциации портов и судовладельцев призвал включить в стратегию мероприятия по субсидированию регулярных пассажирских перевозок из федерального бюджета, а не только из региональных.
Все участники встречи согласились, что стратегию необходимо принять как программный документ. "Мы обсуждаем стратегию в условиях стагнирующего рынка. Наверное, для стратегии даже хорошо, что она в таких условиях защищается. Мы говорим, что в рамках существующей грузовой базы мы хотим обновить флот", – отметил председатель совета директоров Волжского пароходства Ришат Багаутдинов.
По результатам состоявшегося обсуждения замечания экспертов будут консолидированы и представлены Минтрансу России. Ожидается, что проект документа будет рассмотрен на заседании Правительства 17 октября.
Напомним, на площадке Открытого правительства экспертами уже проанализированы и скорректированы несколько основополагающих документов, подготовленных Минтрансом. В частности, это госпрограмма развития транспорта и Транспортная стратегия до 2030 года, которая впервые прошла такое широкое общественное и экспертное обсуждение и была поддержана на заседании Правительства.