Судовые отходы в порту Санкт-Петербург через месяц - с 1 июня - будут сдавать уже по новым правилам. Санкт-Петербургский филиал ФГУП «Росморпорт» в апреле утвердил «Регламент сдачи отходов в порту Санкт-Петербург с судов, в обязательном порядке оплачивающих экологический сбор». Этот документ запрещает в рамках экологического сбора сдавать судовые отходы, не попадающие под конвенцию МАРПОЛ, вместе с другими отходами, утилизация которых оплачена судовладельцем при входе в порт.
Платят все входящие
Каждое судно, прибывшее в порт Санкт-Петербург, обязано уплатить экологический сбор. Экологический сбор сейчас входит в структуру портовых сборов в большинстве российских портов. За уплаченные деньги порт принимает твердые судовые отходы, хозфекальные и нефтесодержащие (льяльные) воды с пришедшего судна. «Принимаются только те отходы, которые образуются в процессе естественной эксплуатации судна», - рассказывает ИА «ПортНьюс» представитель экологической службы ФГУ «Администрация морского порта Санкт-Петербург» Виктор Соловьев. Однако на многих судах, кроме конвенционных судовых вод, могут быть слопы (т.е. смывки после мойки грузовых и топливных танков), которые порт принимать не обязан. Если при мойке применяются химические реагенты, температура вспышки слопов может быть меньше принятого МАРПОЛ уровня 60 градусов. Операции с такими водами опасны из-за возможности возгорания прямо в танке экологического судна. Кроме того, оборудования для их переработки в порту нет. «Нефтесодержащие воды с низкой температурой вспышки не примут ни на одной очистной станции, они опасны сами по себе», - говорит Соловьев.
Каждое судно, прибывшее в порт Санкт-Петербург, обязано уплатить экологический сбор. Экологический сбор сейчас входит в структуру портовых сборов в большинстве российских портов. За уплаченные деньги порт принимает твердые судовые отходы, хозфекальные и нефтесодержащие (льяльные) воды с пришедшего судна. «Принимаются только те отходы, которые образуются в процессе естественной эксплуатации судна», - рассказывает ИА «ПортНьюс» представитель экологической службы ФГУ «Администрация морского порта Санкт-Петербург» Виктор Соловьев. Однако на многих судах, кроме конвенционных судовых вод, могут быть слопы (т.е. смывки после мойки грузовых и топливных танков), которые порт принимать не обязан. Если при мойке применяются химические реагенты, температура вспышки слопов может быть меньше принятого МАРПОЛ уровня 60 градусов. Операции с такими водами опасны из-за возможности возгорания прямо в танке экологического судна. Кроме того, оборудования для их переработки в порту нет. «Нефтесодержащие воды с низкой температурой вспышки не примут ни на одной очистной станции, они опасны сами по себе», - говорит Соловьев.
В порту Санкт-Петербург утилизация судовых вод ведется тремя структурами: ООО «Морской экологический сервис», Петербургским нефтяным терминалом, ООО «Орлан Эко». Кроме того, в порту ведется прием судовых отходов на очистные станции традиционно речных компаний, например «Северо-Западное пароходство». Но, как отмечают в компаниях, владеющих очистными станциями, неконвенционные отходы они не принимают.
Чтобы сдать в порту слопы с температурой вспышки менее 60 градусов, судовладелец должен не только заплатить за эти воды большую дополнительную сумму, помимо обязательного экологического сбора, но и найти такую компанию, которая возьмется за эту работу. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в одной из агентских компаний Санкт-Петербурга, «на всей Балтике портов, где принимают неконвенционные воды всего два или три». Предположительно, по мнению экспертов, это могут быть порты Вентспилс и Клайпеда, поскольку именно они ориентированы на обслуживание танкеров. Порт Санкт-Петербург в их число таких портов не входит.
Подмешивают
Как показывает практика, недобросовестные капитаны пытаются найти простой выход из сложной ситуации: в экологический сбор заявляют неконвенционные отходы. Тем самым под угрозу ставится безопасность всего порта. По данным ФГУП «Росморпорт» в 2005 году в Санкт-Петербурге было 5 случаев, когда судами сдавались слопы, температура вспышки которых была гораздо ниже 60 градусов - вплоть до 20 градусов. Судовые агенты тоже отмечают периодические попытки отдельных капитанов сбыть под видом естественных судовых отходов то, что не входит в экологический сбор. Однако, признают агенты, «если капитан пытается пропихнуть 5-10 кубических метров несанкционированных отходов - это уже на совести самого капитана. Потому что оценить на глаз качество льяльных вод невозможно. Для этого требуются специальные переносные приборы». Компании, занимающиеся утилизацией льяльных вод, неоднократно сталкивались с проблемой, когда уже принятые без предварительных проб льяльные воды не соответствовали конвенционной норме.
Как показывает практика, недобросовестные капитаны пытаются найти простой выход из сложной ситуации: в экологический сбор заявляют неконвенционные отходы. Тем самым под угрозу ставится безопасность всего порта. По данным ФГУП «Росморпорт» в 2005 году в Санкт-Петербурге было 5 случаев, когда судами сдавались слопы, температура вспышки которых была гораздо ниже 60 градусов - вплоть до 20 градусов. Судовые агенты тоже отмечают периодические попытки отдельных капитанов сбыть под видом естественных судовых отходов то, что не входит в экологический сбор. Однако, признают агенты, «если капитан пытается пропихнуть 5-10 кубических метров несанкционированных отходов - это уже на совести самого капитана. Потому что оценить на глаз качество льяльных вод невозможно. Для этого требуются специальные переносные приборы». Компании, занимающиеся утилизацией льяльных вод, неоднократно сталкивались с проблемой, когда уже принятые без предварительных проб льяльные воды не соответствовали конвенционной норме.
Инициатива
Проблема сдачи в порту Санкт-Петербурга неконвенционных нефтесодержащих вод затронула в первую очередь экологические компании, которые непосредственно снимают отходы с судов. Лидеры рынка - ЗАО «Портовый флот» совместно с ООО «Морской экологический сервис», перерабатывающие до 95% судовых отходов в порту в рамках экологического сбора, еще с осени 2005 года приступили к работе над собственным регламентом приема нефтесодержащих вод. Этот документ разрабатывался как внутрикорпоративный, однако позднее он лег в основу регламента, утвержденного «Росморпортом».
Проблема сдачи в порту Санкт-Петербурга неконвенционных нефтесодержащих вод затронула в первую очередь экологические компании, которые непосредственно снимают отходы с судов. Лидеры рынка - ЗАО «Портовый флот» совместно с ООО «Морской экологический сервис», перерабатывающие до 95% судовых отходов в порту в рамках экологического сбора, еще с осени 2005 года приступили к работе над собственным регламентом приема нефтесодержащих вод. Этот документ разрабатывался как внутрикорпоративный, однако позднее он лег в основу регламента, утвержденного «Росморпортом».
Регламент по приему судовых отходов, как рассказали в «Морском экологическом сервисе», позволяет четко определить порядок действий экологических служб при приеме судовых отходов. В частности, на судах-сборщиках за счет собственных средств компании будут установлены сертифицированные мини-лаборатории, чтобы оперативно оценивать качество льяльных вод. Представители Администрации порта поддерживают эту идею. «Экологические суда сами должны проверять принимаемые отходы», комментирует регламент Соловьев. Регламент детально прописывает порядок подачи заявок на снятие отходов и непосредственно саму процедуру снятия отходов. Согласно этим требованиям, капитаны судов, заходящих в порт, должны за сутки предоставить в диспетчерскую службу информацию о судовых отходах. Прием нефтесодержащих вод, в которых есть химические или органические вещества, снижающие температуру вспышки, теперь запрещен официально. Температура вспышки нефтесодержащих вод должна быть не меньше 60 градусов. В случае, если сдаваемые в рамках экологического сбора воды не соответствую нормативу и принимающее судно имеет на этот счет обоснованные подозрения, прием льяльных вод может быть прекращен.
По словам Сергея Яковлева, возглавляющего Ассоциацию судовых агентов порта Санкт-Петербрг, потребность в регламенте возникла «в связи с отсутствием в порту порядка и каких-либо официально зафиксированных правил». То есть все требования по сдаче судовых отходов никак не прописывались и были, по сути, лишь устным пожеланием.
Недочеты исправят на практике
Капитан порта Санкт-Петербург Александр Глухов регламент по работе с судовыми отходами не считает панацеей от всех экологических бед в порту. Однако, по его мнению, «лучше иметь хоть какой-то документ, чем вообще никакого. А практика подскажет, что там было не так, тогда и будем корректировать».
Капитан порта Санкт-Петербург Александр Глухов регламент по работе с судовыми отходами не считает панацеей от всех экологических бед в порту. Однако, по его мнению, «лучше иметь хоть какой-то документ, чем вообще никакого. А практика подскажет, что там было не так, тогда и будем корректировать».