В октябре 2007 года старейшему и крупнейшему на Дальнем Востоке судоремонтному предприятию "Дальзавод" исполняется 120 лет. Даже в самые тяжелые для отрасли времена на предприятии изыскали возможность выделять средства для обновления и поддержания в рабочем состоянии основных производственных фондов. Удалось полностью восстановить технологическую цепочку. Была проведена большая работа по загрузке площадей предприятия новыми заказами. Сохранил "Дальзавод" и свое главное конкурентное преимущество - качество ремонта.
О сегодняшнем дне флагмана судоремонта в Приморье ДДГ "ЗР" рассказал исполнительный директор ОАО "ХК Дальзавод" Андрей БАСАРГИН.
- Андрей Георгиевич, с какими показателями подходит компания к юбилею?
- Сегодня нам действительно есть чем гордиться. Во-первых, в этом году в 2 раза, по сравнению с прошлым годом, увеличились объемы производства. К нам на ремонт направляют свой флот не только приморские судовладельцы. Приходят суда с Сахалина, Камчатки, из Магадана. Постепенно растет гособоронзаказ. Приведу такие факты.
Гражданским судоремонтом в Приморье в настоящее время занимается более 150 предприятий. И пятая часть всех объемов приходится именно на "Дальзавод". С начала года мы уже отремонтировали 37 судов. Что касается военного судоремонта, то здесь мы также вне конкуренции. Например, сегодня на ремонте в "Дальзаводе" стоит флагман ТОФ - ракетный крейсер "Варяг". Буквально на днях приступили к ремонту эсминца "Бурный". Также завод выиграл тендер на выполнение работ по линии Минобороны до 2009 года. Сегодня до 30% от всех выполняемых работ приходится именно на военные заказы. Конечно, наши возможности неизмеримо выше. Но если вспомнить, что раньше Минобороны вообще не смотрел в нашу сторону, такая динамика не может не радовать. Одним словом, нам удалось вернуть "Дальзаводу" звание ведущего предприятия отрасли в регионе.
- Предприятие довольно долго находилось в кризисе, а на рубеже 2001-2002 гг. и вовсе могло быть ликвидировано. Тем неожиданнее столь разительные перемены к лучшему. За счет чего "Дальзаводу" удалось наверстать упущенное в 90-х?
- Вы правы, 5 лет назад в заброшенных доках стоял трехметровый лед, заказов практически не было, трудовой коллектив о зарплате только вспоминал. В месяц на ремонт в "Дальзавод" приходило в лучшем случае одно судно - мизерные объемы для такого крупного предприятия. Но за последние два года нам удалось переломить ситуацию. Звучали мнения, что предприятие нужно перепрофилировать, а часть площадей отдать в аренду. Однако мы приняли стратегическое решение - "Дальзавод" будет продолжать профильную деятельность, делая ставку на развитие судоремонта и судостроение. На предприятии были разработаны программы по выходу из кризиса. Время показало, что мы нашли оптимальный вариант для возрождения компании. Главное, что нам удалось сохранить всю инфраструктуру. Все доки, причальные стенки, цеха, территория остались у нас. Была проведена модернизация основных производственных мощностей, позволившая полностью восстановить технологическую цепочку. Как следствие, удалось снизить себестоимость работ. Кроме того, увеличили и производительность труда. Другой важный аспект: "Дальзавод" сохранил главное конкурентное преимущество - качество ремонта. Деятельность предприятия сертифицирована по международным требованиям. Предприятие имеет свидетельство и Морского регистра судоходства. Все виды ремонтных работ лицензированы соответствующими контрольными органами. Как следствие, претензии от заказчиков в отношении завода практически сведены к нулю. В конечном счете наши усилия привели к тому, что флот начал возвращаться на ремонт к нам.
В нестабильные 90-е был момент, когда судовладельцы предпочитали ремонтировать флот в Китае или Корее. Китайцы привлекали сроками ремонта, корейцы делали все качественно. Но при этом зарубежные партнеры часто навязывали нашим рыбакам кабальные условия выполнения работ. Мы же предлагаем судовладельцу максимально выгодные варианты ремонта и готовы искать выгодную для обеих сторон форму работу. При этом по качеству ремонта "Дальзавод" сегодня не уступает предприятиям той же Кореи.
- В Приморье одна из главных проблем - нехватка кадров. Рабочие руки, квалифицированные специалисты востребованы как никогда. Как с этим обстоит на "Дальзаводе"?
- Действительно, в нашем деле человеческий фактор едва ли не на первом плане. Когда отрасль находилась в упадке, самые квалифицированные кадры уходили с предприятий. Но "Дальзаводу" удалось сохранить костяк. Каждый человек на предприятии понимал, что от его работы зависит будущее предприятия. Вместе мы вдохнули в Дальзавод новую жизнь. Люди вновь увидели перспективы. Сегодня один из приоритетов в нашей работе - создание условий для наших работников. "Дальзавод" проводит профессиональную подготовку и переподготовку специалистов, организует курсы повышения квалификации. Особое внимание уделяем молодежи, за которой, на наш взгляд, будущее. На предприятии действуют социальные программы по привлечению молодых ребят из ПТУ.
- Кстати, а сколько сегодня на "Дальзаводе" получает рабочий?
- Зарплата у нас самая высокая среди всех приморских предприятий отрасли. Если в целом по отрасли зарплата судоремонтника немногим превышает 10 тыс. руб., то у нас производственный рабочий получает 17 тыс. руб. Плюс полный соцпакет.
- Какие сегодня приоритеты "Дальзавода"?
- Руководством поставлена задача развития судостроения. Смотрите, что происходит в АТР. Практически все наши соседи по региону проводят масштабное техническое перевооружение верфей, строят новые производства. В Республике Корея модернизируются три верфи, в Японии еще одна, строят судоремонтные предприятия в Китае, Вьетнаме, Бангладеш. Естественно, работы проводятся с таким расчетом, чтобы в этих странах ремонтировался и строился не только свой флот. Наши соседи по региону хотят ремонтировать и строить суда в том числе для России. Нам важно не потерять этот рынок. Поэтому мы уже сегодня принимаем меры по развитию судостроения. Это востребованное направление. Самоходные баржи,жи, плашкоуты,ы, паромы,ы, катера,а, нефтемусоросборщики,и, небольшие сухогрузы, танкеры, понтоныы - их постройку все активнее заказывают судовладельцы. Еще один важный заказчик - администрация прибрежных территорий Дальневосточного региона. Сейчас на базе дока №2 мы создаем центр судостроения. Это задача государственной важности.
- Развитие судостроения - дело не простое. На чем основывается уверенность, что предприятие справится с этой задачей?
- Для этого есть все предпосылки. Во-первых, возрождать судостроение на "Дальзаводе" начали еще в 2004 г. Спущенный со стапелей плашкоут "Путятин" стал первым судном, построенным компанией с 1984 г. Затем пошли и другие заказы. С декабря 2005 г. построено три бота, сейчас строим еще 2 МРС. Что касается центра судостроения. Нашим партнером в реализации проекта стала южнокорейская компания STX. Основной упор будет сделан на строительство нового рыбодобывающего флота и специализированных судов для работ по добыче полезных ископаемых на Дальневосточном шельфе.е. Предполагается, что в цехах завода будут варить секции, затем в сухом доке их соединять. Начинку будет поставлять корейская сторона. Сдавать суда "под ключ" будут также на "Дальзаводе". С корейской стороной уже подписан протокол о намерениях, сейчас идет обсчет бизнес-плана. Реализовываться инвестиционный проект будет при поддержке государства.
Перспективным может стать участие завода в проекте газификации края. В прошлом году делегация ОАО "Газпром" во время поездки по Дальнему Востоку успела побывать на заводе и ознакомиться с техническими возможностями предприятия. Общее впечатление у главы "Газпрома" Алексея МИЛЛЕРА от возможностей предприятия осталось положительное.
- Как известно, "Дальзавод" вошел в состав Дальневосточного центра "Объединенной судостроительной корпорации". Это положительный момент?
- Безусловно, ОСК - дело важное и нужное. То, что корпорация на 100% будет принадлежать государству, позволит "Дальзаводу" чувствовать себя увереннее. Это и стабильный заказ, и максимальная загрузка производственных мощностей. Тот факт, что "Дальзавод" станет базовым предприятием Дальневосточного центра ОСК, можно только приветствовать. Это признание наших заслуг и проделанной работы. С другой стороны, нельзя во всем надеяться только на помощь государства. Как ни крути, а мы существуем в условиях рыночной экономики. И без собственных дополнительных программ нам не обойтись.
- Решить поставленные задачи исключительно на старом багаже невозможно. Будет ли продолжена модернизация предприятия?
- Конечно. Сейчас мы хотим взять в аренду плавдокдок №194-М грузоподъемностью 35,6 тыс. тонн, ранее находившийся на Славянском судоремонтном заводе. Этот док уникален. Он был построен в Югославии специально для ремонта и докования ледоколовов и транспортных судов. Самые крупные суда на Дальневосточном бассейне - линейные ледоколы, пассажирские, плавбазы, лихтеровозы - ремонтировались именно в нем. Появление нового дока позволит нам значительно расширить спектр выполняемых работ. После того, как 194-й док прибудет на "Дальзавод", общий дедвейт доковых мощностей предприятия будет самым большим на всем Дальнем Востоке - порядка 90 тыс. тонн. Это позволит решать самые амбициозные задачи и занять достойное место на рынке судостроения и судоремонта в АТР. Задача эта сложная, но вполне выполнимая. Мы видим перспективу и приложим все силы для возрождения былой славы "Дальзавода".