В апреле 2006 года члены экипажа ледокола заметили маленького черного котенка, который плыл по течению на льдине. Тут же спасательная команда, вооружившись баграми, "кошкой" с длинной веревкой, выбежала на берег и стала подтягивать льдину. Утопающему кинули выброску. Как настоящий моряк, он сразу нашел с ней общий язык, зацепился, и пострадавшего благополучно подняли на берег.
Новичка зачислили в машинную команду, механики радушно его приняли и отвели ему место рядом с насосами. Поначалу Кузя не покидал место несения вахты, а большие и громкие механизмы его ни сколько не пугали. Но после он подружился с помощником капитана ледокола - Анатолием Ефимовичем Кузнецовым, и тот перевел его из машинного отделения в капитанскую каюту.
Каждый день кот совершал утренний и вечерний обход корабля, проверял все ли в порядке, помогал заполнять вахтенный журнал и другие документы, принимал активное участие в ремонтах и авралах. В итоге полностью влился в экипаж.
В 2008 году на 80-летний юбилей спасения "Красиным" экспедиции Умберто Нобиле, на корабль принесли документальный фильм, посвященный походу ледокола. На просмотр собралось много ветеранов Великой Отечественной войны и полярных конвоев, почетных гостей. Кузя, до этого всячески избегавший большого скопления незнакомых людей, мирно сидел на стуле, как и все смотрел на экран. Когда показывали момент выхода "Красина" из Ленинграда, промелькнул кадр с сидящим на шлюпбалке черным котом. Члены команды, слегка опешив от увиденного, попросили перемотать назад. Кот на хронике был настолько похож на Кузьму, что в зале запахло мистикой. На протяжении всего фильма красинцы обсуждали форму хвоста, ушей, а сам Кузя после того, как посмотрел на собрата, спокойно удалился по своим делам.
Несколько позднее на ледоколе случилось еще одно появление черных котов. На борт как-то пришел бывший радист "Красина", в 1947 году, еще до модернизации корабля, он работал на ледоколе. Гость принес большую стопку фотографий, команда села их смотреть. И тут на одном из старых черно-белых снимков появился очередной черный двойник Кузи, которого на руках держал крупного вида мужчина. Надпись на обратной стороне фотографии гласила "Третий механик с любимым котом. 1949 год".
Но окончательно убедить команду в том, что кот — символ "Красина", смог другой случай. В конце 50-х годов ледокол проходил модернизацию в г. Висмар (ГДР). Была проведена большая работа, и, по сути, от прежнего "Святогора" осталась только нижняя часть корпуса. В том числе менялись и внутренние помещения. И когда, спустя почти 50 лет, один из членов команды пригляделся к клейму на внутренней стороне замка в каюте, то он заметил маленькое изображение головы кота. Все это время, когда моряки отдыхали в своих каютах, маленькие талисманы ледокола - коты на замках их охраняли.
Вместе с тем, Кузя продолжал удивлять моряков с "Красина". После смены профиля обязанностей, он не раз доказал, что практика судового механика прошла не зря. Самый интересный случай произошел в 2008 году, когда на ледоколе меняли деревянный настил на главной палубе. Кот очень любил ходить там, где ведутся работы: доски сосновые, пахнут лучше, чем опилки в наполнителе…со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ремонтники, конечно, ворчали, но Кузю это не смущало. Как только завершились работы, и палуба была открыта, Кузя вдруг перестал ходить на левый борт. Хотя только там можно было пройти к чучелу белого медведя, рядом с которым он любил спать. Высовывался в коридор только на длину хвоста и снова уходил. А через несколько дней хранитель "Красина" - Наталья Валентиновна Федотова услышала громкий хлопок по левому борту, мгновенно все близлежащие помещения окутал "туман". Оказалось, что рабочие не затянули одно соединение на патрубке подачи пара с берега, и его прорвало. Моряки Кузю с тех пор уважать стали еще больше. "Если бы он еще говорить мог", - сокрушались механики.
В 2012 году впервые на русском языке вышла книга норвежского моряка Даниэля Кокка об экспедиции "Святогора" по спасению ледокольного парохода "Соловей Будимирович". В самом начале книги обнаружилась следующая история: "Когда ближе к полуночи я вышел на палубу на свой обычный вечерний променад, то услышал жалобное "мяу", доносившееся с "Уленхорста" [соседний пароход], и увидел черного, как уголь, кота. Он бегал взад и вперед по срезу палубы и делал отчаянные, но безуспешные попытки перебраться к нам. Я попытался приманить его к себе, прибегая к самым ласковым прозвищам и соблазняя изобилием крыс, мышей и прочих земных благ. Кот неожиданно осмелел и совершил элегантный прыжок на платформу одной из наших шлюпбалок, откуда уже без труда перебрался на палубу (…) На следующий день "Уленхорст" снялся со швартовых и вскоре исчез вдали. А Монса я обнаружил внизу в кают-компании у блюдечка с молоком. Вокруг него стояли офицеры, с восхищением внимавшие величавому старшему стюарту, рассказывающему им о Монсе. Стюарт полагал, что такой угольно-черный кот обязательно принесет удачу экспедиции".
Ледокол "Красин" в Арктику сейчас уже не ходит, но у него есть свои экспедиции, как у музейного судна. Порой более трудные, нежели знаменитое спасение команды Умберто Нобиле. А удачу в повседневных делах кораблю приносит маленький черный кот по кличке Кузя – достойный продолжатель традиций котов-талисманов "Красина". И не только удачу.
Владислав Букин.