Черкашин С.В.: "Водолазное дело требует внимания и модернизации"

1 5485 6 мин


Генеральный директор Центра водолазных исследований при Институте Океанологии РАН Черкашин Сергей Викторович ответил на вопросы корреспондента портала, дав достаточно емкую характеристику нынешнему состоянию водолазного дела в России и его перспективам. 
Какие организации в стране сейчас имеют водолазные службы? Где они задействованы?
Таких организаций довольно много. Давайте несколько обобщим вопрос. Начнем с Федеральных органов исполнительной власти. Водолазные работы проводятся в основном в следующих ведомствах:
  • Министерство обороны. Причем, как в ВМФ так и в сухопутных войсках. В том числе – в спецподразделениях.
  • Минтранс. В частности – Госморспасслужба, их бассейновые управления.
  • МЧС. Федеральные структуры - Центроспас, Госакваспас, Лидер. Кроме того,- региональные поисково-спасательные формирования, разбросанные по всей стране.
  • МВД. В частности – в структуре внутренних войск.
  • ФСБ.
  • Росатом.
  • Российская академия наук.
Водолазные службы задействованы на решение задач, возложенных на эти министерства и ведомства.
Кроме того, существует порядка 300 коммерческих компаний, так или иначе связанных с выполнением подводно-технических вообще и водолазных работ в частности.

Что исследует ваш центр - Центр водолазных исследований при Институте Океанологии РАН? Какие сферы, по вашему мнению, проведения и обеспечения подводных работ и дайвинга следует развивать в первую очередь?
Центр водолазных исследований создавался, прежде всего, для развития и внедрения перспективных технологий проведения водолазных спусков, прежде всего – в профессиональном водолазном деле. И здесь очень много весьма интересных и, как сейчас модно говорить, инновационных наработок именно в сфере технического дайвинга. Первоочередными задачами я бы видел широкое применение в водолазном деле различных по составу дыхательных газовых смесей, их оперативную смену в процессе погружений, снаряжения с замкнутой схемой дыхания. Кроме того, крайне актуальным является расчет декомпрессионных обязательств на основе компьютерных программ (очнемся – XXI век на дворе!). Таблицы уже не отвечают реалиям сегодняшнего дня, а для многих режимов их просто не существует.

Наш Центр проводит как специализированную подготовку профессиональных водолазов, так и обучение дайверов. Акцент, естественно, на первых. Начиная с 2008 года Центром проводится такая подготовка спасателей мобильных водолазных формирований МЧС. Эта подготовка проводится по специально разработанным программам на различных акваториях в зависимости от поставленных задач: Черное море, Байкал, Балтика, горное озеро в предгорьях Кавказа. География может быть самая неожиданная.

Технический дайвинг и профессиональные водолазные работы - в чем разница?
Технический дайвинг – это наиболее технологически и организационно сложное направление в дайвинге (любительское подводное плавание). Принципиальное отличие профессиональных водолазных работ от любительского дайвинга состоит в том, что водолазы идут под воду для выполнения поставленной перед ними руководством задачи и получают за это зарплату; дайверы же погружаются исходя из собственных пожеланий и целеустремлений, и при этом сами платят немалые деньги за это зачастую весьма сомнительное удовольствие. Отсюда же вытекает и совершенно различная организация процесса и, главное,- распределение ответственности.

Почему это хорошо, что профессионалы перенимают опыт техдайвинга - и что перенимают?
Еще не так давно во всем мире «законодателем моды» в сфере подводных погружений выступали профессиональные водолазные консорциумы и военно-морской флот. В 1990-х годах ситуация принципиально изменилась. Развитие технического прогресса сделало снаряжение для погружений под воду достаточно надежным и доступным. Одновременно происходит стремительный всплеск интереса к любительскому дайвингу. Это, в свою очередь, подстегивает промышленность к удовлетворению спроса населения путем выпуска все большего ассортимента снаряжения и развития инфраструктуры дайвинга по всему миру. Десятки миллионов потенциальных потребителей товаров и услуг не могут оставаться без внимания в мире рыночной экономики!

А дальше – больше: людям надоедает просто разглядывать рыбок на прибрежных рифах, они начинают лезть глубже, оставаться там дольше, проникать в самые замысловатые и неожиданные места. И это потребовало дальнейшего совершенствования технологий и методик погружений. Энтузиастов и просто инициативных и грамотных людей в многомиллионном дайверском сообществе нашлось немало, причем специалистов в самых разных областях. Также весьма немаловажную роль сыграло то обстоятельство, что в отличие от профессиональной водолазной деятельности любительский дайвинг не скован столь жесткими нормативно-правовыми актами, зачастую носящими крайне консервативный характер.

Как результат – появились весьма смелые решения и разработки, тут же опробованные и внедренные в практику технического дайвинга. И сегодня уже промышленные компании и военные структуры активно подтягиваются к использованию в своих организациях этих наработок. Разумеется, в тех операциях, где это представляется целесообразным и экономически эффективным. Не будем забывать, что дайвинг вообще, и технический дайвинг в частности, «заточен» на погружения только в автономном снаряжении. Метод ДП и спуски с применением водолазного колокола в сферу интересов любителей не входят. Пока… С другой стороны, существует широкий спектр работ, которые гораздо эффективнее выполнять именно в автономном снаряжении (обследование затонувших объектов и подводных сооружений, поисковые и спасательные операции, научные исследования и т.д.). И здесь технологии технического дайвинга становятся более чем актуальны.

В чем плюсы автономного погружения? Ведь контроль погружения с берега гораздо меньше.
На эту тему можно говорить очень много. Будет правильнее, если я отошлю вас к своей статье "Глубоководные водолазные спуски в автономном режиме. Перспективы развития".. Исторически техника и методика проведения глубоководных спусков в автономном режиме развивались силами и средствами энтузиастов технического дайвинга. То есть, любительскими ассоциациями. В настоящее время эта активность переживает настоящий бум. В немалой степени этому способствует ярко выраженный прогресс в  области водолазного снаряжения, и особенно в разработке и совершенствовании смесевых рециркуляционных аппаратов с автоматической регулировкой состава дыхательной смеси. В сентябре 2006 года нашим соотечественником достигнута глубина 240 метров. 

Наибольшую эффективность смесевые замкнутые ребризеры приобретают при глубоководных погружениях (от 60 до 120 метров), когда для дыхания используются смеси на основе дорогостоящего гелия. Спуски на аппаратах с открытой схемой становятся не только экономически  малоэффективными, но и технически трудновыполнимыми, прежде всего, из-за необходимости иметь огромные запасы различных по составу газовых смесей, переключение между которыми увеличивает риск возникновения декомпрессионного заболевания.

Ребризеры, смесевые аппараты замкнутого цикла - в чем удобство таких аппаратов? В чем преимущество, например, перед шланговым оборудованием,  кроме шланга, конечно.
Если очень кратко, ребризер – это снаряжение будущего, которое имеет огромный потенциал развития и совершенствования, причем на принципиальном уровне, что другое «классическое» оборудование уже практически исчерпало. 
Аппараты замкнутого типа показали свою эффективность во всем диапазоне рабочих глубин. Высокая автономность позволяет проводить водолазные спуски с необорудованных плавсредств, а компактность снаряжения и минимум необходимого обеспечения с поверхности делают данный метод максимально мобильным и экономически эффективным при решении целого ряда специфических задач
Преимущества: высокая автономность, оптимизация состава дыхательной смеси, целый ряд чисто физиологических плюсов, минимальный расход газов.

Почему в стране нет технической базы, кадрового состава и современных методик проведения водолазных работ на глубинах более 60 метров? Это не востребовано?
База была. И очень даже серьезная. И кадры были. А потом пришли 90-е… И, как в известном гимне: «до основанья, а затем…». С «до основанья» у нас получилось прекрасно, а вот с «а затем» вышла неувязочка. Сейчас мы мучительно пытаемся вылезать из этой, как бы помягче сказать,… ситуации. Процесс идет очень болезненно.

Востребованность в глубоководных водолазных работах помимо компаний, занимающихся шельфовыми разработками, имеется у ВМФ, Минтранса и МЧС. Задачи, как правило, связаны с проведением аварийно-спасательных операций. Телеуправляемые аппараты еще не в состоянии в полной мере заменить водолаза.

Концепция развития водолазного дела до 2020 года была принята в 2008 . Как продвигается развитие? Кто участвовал в разработке? 
В разработке Концепции участвовали в той или иной степени практически все заинтересованные ведомства. Некоторые весьма активно, другие в режиме «одобрямс». Концепция была принята в Межведомственной комиссии по водолазному делу (МКВД) практически без поправок и одобрена Морской коллегией. Но, к сожалению, дальнейшего логичного развития не получила. Все увязло в болоте на стадии проекта Федеральной целевой программы (ФЦП) по данной тематике.

Как государство сегодня участвует в судьбе водолазного дела?
По принципу «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!»

В 2006 году была создана Межведомственная комиссия по водолазному делу (МКВД). Сколько еще проверяющих органов есть в этой сфере? Что проверяют? Достаточен ли контроль, не многовато?
МКВД не является проверяющим органом. Цитата из Положения о МКВД:
«Межведомственная комиссия по водолазному делу является координационным органом, обеспечивающим согласованные действия федеральных органов исполнительной власти при решении задач в области развития и совершенствования водолазного дела и его медицинского обеспечения.»
Т.е. решения МКВД носят чисто рекомендательный характер. Но прежде чем вынести какую-либо рекомендацию, необходимо прийти к некоему «общему знаменателю». В этом и заключается основное предназначение Комиссии.

А проверяющих органов и так более чем достаточно. Но это у нас характерно и для любой сферы деятельности.

Есть ли пробелы в прописанных нормативах и правилах? По каким нормативам сейчас работают водолазы? Есть ли необходимость их актуализировать?
Вот это один из самых больных вопросов. Основным нормативным правовым документом являются «Межотраслевые правила по охране труда при проведении водолазных работ» (ПОТ Р М-030-2007). Этот документ ни по форме ни по содержанию не устраивает практически никого из специалистов, работающих в данной отрасли. 

Ситуация с профессиональным водолазным делом в России, наконец, продемонстрировала тенденцию к постепенному выходу из состояния стагнации, в которой отрасль пребывала в последнее десятилетие. На этом фоне было бы, по меньшей мере, неразумно не обращать внимания на современные прогрессивные тенденции в технике и методике водолазных спусков. Как говорится, «чтобы не было потом мучительно больно…».
Также ведется активная работа по принципиальной переработке нормативно-правовой базы. И этот процесс протекает также непросто. Судя по всему, в сфере водолазной деятельности самое простое – это собственно погружение под воду.

Спрашивала Абрамова Анна.



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Александр
01.02.2013, 16:30
Я не буду утверждать, что водолазные технологии традиционного направления (погружение человека-водолаза  и дыхание различными газовыми смесями) совсем уж не нужны. Нужны, ну, хотя бы для туристов и аквалангистов - диверсантов. Однако глубина погружений в таком оборудовании всегда будет ограничена. К тому же работа человека под водой в любом случае сопряжена с риском для жизни и здоровья по самым разным причинам: http://aleksstreltsov8.narod.ru/DiverDrowning.wmv   ,      http://aleksstreltsov13.narod.ru/doktor.htm#doctor
 
Между тем решение проблемы увеличения глубины водолазных технологий есть – развитие робототехники. Для этого необходимо лишь создать оборудование, способное по своему удобству управления сравняться с удобством, которое испытывает человек, работающий в традиционном водолазном оборудовании. И такое оборудование можно было сделать ещё в 80-тые годы прошлого века – общий уровень машиностроения позволял это сделать уже тогда. Весь вопрос был лишь в математике. Математика в самом общем виде была разработана в изобретении, защищенном патентом № 2134193 Ru  от 1997 г. (с описанием изобретения можно ознакомиться на Web сайтах: далее...
Свежие новости
Для безопасности на трассе СМП необходимы точные прогнозы ледовой обстановки - Николай Патрушев
11:16 / судоходство
рекламаПодписка 2025