"Быть иль не быть" отечественному речному туризму?

11 2171 4 мин
На площадках VII Международного форума "Водный туризм" многие вопросы сводились к проблеме развития речного туризма. Скажем прямо: говорили не о развитии даже, а - дальнейшей судьбе этого туристического сегмента.
Надо отдать должное, Комитет по развитию туризма города ведет себя очень активно - речная туристическая составляющая большого проекта "Санкт-Петербург - Морская столица России" не ограничивается лишь Пассажирским портом - Санкт-Петербург - "Морской Фасад". Руководитель Комитета Инна Шалыто поделилась своими соображениями о перспективах развития и насущных проблемах водного туризма в регионе:

- Если в других городах речная инфраструктура практически исчезла, то Санкт-Петербург в этом отношении выглядит относительно нормально.
Морской круизный туризм динамично развивается, причем, и для зарубежных гостей, и для россиян, а вот о речном говорить не приходится. Почти неприлично. Единственное радует - в Санкт-Петербурге наличие проблемы не замалчивается, ее разрешение не стоит на месте, в отличие от других регионов. Проблема всесторонне обсуждается, детально прорабатывается. Вырисовываются какие-то результаты...

В докладе главы Комитета на пленарном заседании Форума говорилось, что для эффективной реализации программы развития водного туризма в Санкт-Петербурге необходимо способствовать росту числа специализированных компаний в сфере обслуживания водных туристов, организовать качественное обучение специалистов данного профиля, а также проводить эффективную маркетинговую политику продвижения города на международном рынке.

Одной из новинок водного вида туристической отрасли 2015 года в Санкт-Петербурге стал "Сити Тур. Канал Круиз" - экскурсионный водный маршрут по рекам и каналам Санкт-Петербурга по системе "Нор On - Hop Off" с остановками у главных достопримечательностей города. Пассажир может сесть и сойти на любой остановке транспорта, как это уже успешно практикуется в автобусных экскурсиях по всему миру.

Определяя потенциал развития водного туристического сегмента города, Инна Шалыто отметила, что в круизную навигацию 2014 году совершено 318 судозаходов, прибыло более полумиллиона пассажиров.
 
- По общим показателям Санкт-Петербург в пятерке крупнейших городов Балтики сказала. Отмечен рост в развитии яхтенного туризма. В 2014 году в кронштадтский пункт пропуска и терминал "Форт "Константин" прибыло 632 яхты, что составило прирост в 4,8% по сравнению с прежними показателями. Этому способствуют условия приема яхтенных туристов:
 
  • быстрое оформление пакета документов;
  • период бесплатной стоянки у причалов до 2-х часов;
  • максимальный возможный период стоянки до 12-ти часов;
  • оповещение о приближении к Санкт-Петербургу за 24 часа.

При этом старые проблемы никуда не делись. Тут и низкая культура яхтенного отдыха, и сложная процедура таможенного и пограничного оформления иностранных яхт, и недостаточность береговой инфраструктуры. Многие иностранные туристы либо совсем не знают о возможности захода на яхтах в Санкт-Петербург, либо "напуганы типично российскими специфическими особенностями". В этой связи параллельно с развитием яхтенный туризм надо популяризировать, применительно и к Санкт-Петербургу и ко всей стране.

- В дискуссии на пленарном заседании выступавшие выделили непростой вопрос развития яхтенного туризма в регионе. Что можете добавить?
- Этим летом приходил караван яхт из Финляндии. Город, область и транспортная Дирекция принимали инициативную группу из двенадцати активных яхтсменов. Информация не всегда проходит прямым путем, а формируется, скажем так, "сарафанным радио", "создателями мнений". Они сами прошли маршрут, посмотрели и оценили его возможности, все "плюсы" и "минусы". Той же инфраструктуры, вопросов безопасности. Их оценка была объективна и профессиональна. Их мнение нам очень важно.

- Инна Анатольевна, туристический 2015-ый "сезон" еще не завершен. Каковы предварительные итоги года.
- В этом году мы можем оказаться в диапазоне 6,5-6,6 млн общего числа туристов. В предыдущие годы самым серьезным был показатель в 6,3 млн. Гостиницы практически полностью загружены в среднем и в высшем ценовом сегменте. Такого мы давно не наблюдали. Круизный сегмент зарубежного туристического потока дает позитивный результат. Неплохо завершился год для "паромников". Здесь еще раз отмечу программу пребывания без визы в течение 72 часов для туристов, прибывающих морским путем. Программа широко используется круизными туристами. В прошлом году такое предложение было сформировано для паромных туристов. Теперь можно прилетать, допустим, лоукостерами в Финляндию, дальше паромами прибывать сюда, используя окно возможностей в 72 часа.

- Изменилась ли география пребывающих туристов?
- Снизилось число туристов из США, Канады, Японии, вырос туристический поток из Австралии, Южной Кореи, Китая, стран Ближнего Востока.

- Какова динамика роста отечественного туристического потока?
- На конец года ожидаемый рост может составить около 20%. Это общее число туристов.
 
- Инна Анатольевна, в завершении разговора последний вопрос. Забегая несколько вперед, в будущее, допустим, что программы с внесенными на Форуме предложениями заработали. Не совсем понятно, как пойдет развитие отечественного водного туризма в части внутреннего речного при том состоянии, в котором находится флот? Задаю вопрос Вам, как человеку "оттуда", "сверху".
- По рекам и каналам Петербурга ходят, насколько мне известно, суда отечественного производства...

- Речной туризм не ограничивается только нашим городом, ведь так? Вы указали в докладе одной из ключевых причин, тормозящих развитие внутреннего водного туризма, устаревший флот. Опустим другие "неприятности". На чем, простите, будем ходить, возить туристов?
- М-м... Вопрос не совсем ко мне...

- И все же... Плачевное состояние речного флота, судостроения и судоремонта - проблема, возникшая не сегодня. Поэтому повторюсь, вопрос к Вам, как к человеку "оттуда"? "Наверху" что-то слышно?
- ...То есть как к человеку, ранее работавшему в Комитете по промышленной политике и инновациям... Могу лишь сказать, что большие надежды возложены на отраслевые программы импортозамещения. ОПК активно развивается, у предприятий оборонного комплекса наработан большой потенциал, их, как вы знаете, ориентируют и на гражданскую продукцию. В предыдущие годы мир был другим, сегодня в новых условиях нам еще предстоит пройти нелегкий путь восстановления судостроения в регионе и стране.

Как сообщили в пресс-службе Федерального инфраструктурного проекта "Санкт-Петербург - морская столица России" Партии "Единая Россия", резолюция Форума будет выработана к концу ноября.

подготовил Сергей Голубев



Комментарии   11.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович
30.10.2015, 18:48
"от судьбы речного туризма зависит судьба гражданского судостроения" - кто-то вдумывался в смысл когда писал? Или как обычно, в стиле - неважно что, лишь "отписать позабористей"? Тогда забыли добавить - "Шокирующие известия с площадки форума! Только на Корабеле!"
В целом - мало конкретики (((
-0+
#Голубев Сергей Анатольевич
30.10.2015, 19:06
Алексей Владимирович, в любом случае, спасибо за критику. Конструктивно.
-0+
#Михаил К.
30.10.2015, 21:26
Есть еще Ладога, Онега. Есть обводные каналы на периферии. Практически везде есть и живописные и исторические места. Речной флот обслуживает в основном Валаам и Кижи. Если обслуживать районы Ленинградской области и Карелии, например, судами с динамическими силами поддержания, то можно круглогодично осваивать туристами все побережье. Набрали полный салон ЭП, и в экскурсионный рейс. Здесь не нужно строить дорогостоящие причалы, только развивать индустрию туризма и рекреации. Для яхтинга также поле непаханное. Но нужно подключать муниципальные районы, а они почему-то этого делать системно не очень хотят. Что-то в разовом порядке организуют. Не хочется деньги самим зарабатывать, похоже надеются на бюджет. В общем, легче Герцена разбудить. Главы районов на внутренних водохранилищах, почему-то это лучше понимают: на Рыбинском, на Горьковском и т.д. На Горьковском море  СВП уже бегают в межрегиональном сообщении. Перспективы налицо. А здесь конь еще не валялся. От власти на местах в далее...
-0+
#Донской Алексей Владимирович
30.10.2015, 21:59
Как Вы себе представляете Ладогу, Онегу, Валаам и Кижи в зимний период? Имея в виду туристскую инфраструктуру и погоду? А туристские суда в Ладоге поздней осенью? Круглогодично осваивать все побережье... Летом иногда негде укрыться. Крайне сомнительное сравнение Горьковского и Рыбинского с Онегой и Ладогой.
-0+
#Михаил К.
31.10.2015, 16:55
Каждому судну выдается рейсовый прогноз на переход местной метеостанцией, раньше она располагалась в Свирице, где сейчас, не знаю, может, там же. Если прогноз не удовлетворяет, то судно и не выпускают в рейс. Любое. Все давно отработано. Речь идет о судах с динамическими силами поддержания, а ЭП и СВП зимой бегают. Если бы я сам не работал на Ладоге диспетчером, то бы и не заикался об этом.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
02.11.2015, 13:30
Речь не про то, кто выдает прогноз, а про содержание этих прогнозов в осенний / зимний период. А также про маршруты, в т.ч. числе для СВП. Я уж не говорю про "набрали полный салон ЭП". Где вы видели тот "салон"? А если работали на Ладоге, то тем более странно сравнение с Горьковским водохранилищем.
-0+
#Михаил К.
02.11.2015, 19:28
Я сравниваю не условия плавания, а прилежание местных органов власти. Что касается салонов ЭП, то проекты разные, есть даже океанские. А суда (СВП) обслуживали даже Ла-Манш, когда подводного тоннеля не было. Речь идет об инициативе и сферы использования. В маркетинге, если мне еще не изменяет память,  это называлось фосстис - формирование спроса и стимулирование сбыта. Зимние маршруты на СВП почему не попробовать, а летом и СПК можно использовать, при мне на Валаам "Комета" бегала. Предмета спора здесь не усматриваю. Странно, как-то, годы идут, даже десятилетия, и мало что меняется, кроме как в информационных технологиях. Что касается конкретно Ладоги, то там за условиями судоходства и соответствием им судов  надзор строгий. Безопасность  -самое главное. Я не только там работал, но и организовывал спасательные операции. В мою бытность на вверенном флоте не было ни одной жертвы. Проблема в том, что транспортники отдельно, развитие территории отдел далее...
-0+
#Донской Алексей Владимирович
02.11.2015, 21:21
А как можно сравнивать прилежание местных органов власти без привязки к условиям (в т.ч. плавания) и особенностям конкретного места? Давайте тогда сравним Мурманск и Сочи с точки зрения прилежания местных властей в развитии яхтинга, инфраструктуры для "круглогодичного освоения туристами всего побережья".
-0+
#Михаил К.
03.11.2015, 00:43
Ни о Мурманске, ни о Сочи, к сожалению, дальше чем из географии, знаний не имею и сказать ничего не могу. Во - первых, ни там, ни там мне бывать не пришлось, во-вторых, я не изучал морские дисциплины, и морской практики также не имею.
-0+
#Михаил К.
03.11.2015, 11:10
А это для тех, кто не верит: http://www.korabel.ru/news/comments/centr_skorostnogo_sudostroeniya_postroit_suda_na_vozdushnoy_podushke_dlya_gazproma.html
На этом и разрешите мне закончить, потому как я лицо давно уже не заинтересованное.
-0+
#Леонов Владимир Васильевич
31.10.2015, 18:49
Прочитал статью и комментарии к ней и увидел, что:
- в С-Петербурге хорошо развит морской туризм всех видов
- в С-Петербурге хорошо развит сегмент речного туризма в виде прогулок по рекам и каналам
- бизнес в целом под названием "внутренний водный туризм" испытывает многочисленные проблемы и трудности
- г-жа Шалыто явно не хочет отвечать за проблемы внутреннего водного туризма.
Вопрос в студию - как "стыкуется" название и содержание данного интервью-статьи?
Свежие новости
МРК "Ставрополь" проекта 21631 вышел на ходовые испытания в Балтийское море
17:21 / судостроение
рекламаПодписка 2025