Проблема внедрения современных технологий актуальна для судовой отрасли, технически разнообразной, сложной и консервативной. Поэтому всегда радуют примеры удачного сотрудничества верфей и поставщиков программного обеспечения. На сей раз это история внедрения программного комплекса в процесс работы машиностроительного сектора предприятия ОАО «ПО «Севмаш».
Номенклатура изделий машиностроительной части производства ОАО «ПО «Севмаш» насчитывает более ста тысяч единиц — весом от 0,001 до 650000 кг, со сроком изготовления от часа до полутора лет. До двадцати цехов может быть одновременно задействовано в производстве деталей для машиностроительного сектора. Технологическая подготовка этого сектора производства осуществляется специалистами отдела промышленных технологий и НИР машиностроительного производства научно-технического управления в составе 8 бюро, разбросанных по территории предприятия. Ежемесячный объем выпускаемых документов по машиностроительному производству — порядка 10 тысяч.
Организацией настройки, адаптации и внедрения программных продуктов на предприятии занимаются два подразделения – отделение САПР ПКБ «Севмаш» и отдел информационных систем технологической подготовки производства НТУ.
Плотная работа АСКОН и «Севмаш» по созданию единого информационного пространства для управления технологической подготовкой производства началась еще в 2005 году под руководством главного технолога ПО «Севмаш» Анатолия Евгеньевича Попова. А с 2008 года она продолжилась уже совместно с проектно-конструкторским бюро предприятия.
Тогда, несмотря на достаточно высокий уровень автоматизации, «Севмаш» стоял перед рядом проблем: отсутствовало полное представление о структуре изделия, проектирование выполнялось либо в ручном варианте, либо же информация при автоматизированном проектировании была недоступна для пользователей. Кроме того, не было базы данных по составу изделий машиностроения, а преимущества электронных конструктивных и технологических структур изделия только-только начинали осмысливаться.
На сегодняшний день система уже пять лет успешно работает в штатном режиме. В целом, автоматизация подготовки машиностроительного производства реализуется на базе комплекса, разработанного компанией АСКОН. В его состав вошли: система управления инженерными данными и жизненным циклом изделия ЛОЦМАН:PLM, САПР КОМПАС-3D, САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ, а также комплект корпоративных универсальных PDM-справочников.
Ядром единого информационного пространства является система ЛОЦМАН:PLM. Здесь идет организационная подготовка к производству изделий МСЧ, ведется интегрированная база данных изделий машиностроительной части производства, происходит управление проектными заказными ведомостями и ведения электронных архивов документации. Для разработки технологической документации применяется САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ. Технологические эскизы и конструкторская документация для средств технологического оснащения создаются в САПР КОМПАС-3D.
Внедрение системы ВЕРТИКАЛь на предприятии происходило двумя этапами. Первоначально в производство была внедрена система версии 3, проведено обучение технологов, отработана организация работ, решались вопросы по формированию отчетных документов, справочники наполнялись информацией применительно к цехам предприятия.
В дальнейшем, ряд мероприятий упростил переход на актуальную версию системы в составе программного комплекса. Была выполнена оптимизация и настройка универсального технологического справочника (УТС) в части операций и оборудования, отредактирован классификатор покрытий, данные баз были отсортированы как по применяемости, так и по ассоциативным связям. Примененные фильтры позволяют автоматически подобрать данные по разным критериям.
Модуль ЛОЦМАН Технолог позволяет автоматически переносить данные об изделии, материале, заготовке непосредственно из системы или из Базы Данных МСЧ, а также сохранять и актуализировать их в ЛОЦМАН:PLM электронной информационной модели изделия.
Усилиями специалистов САПР ПКБ «Севмаш» и отдела информационных систем технологической подготовки производства НТУ была выполнена огромная аналитическая подготовительная работа: полностью описана структура технической информации МСЧ, выпущен комплект необходимой документации, разработаны методология создания, сопровождения и управления интегрированной базой данных изделий машиностроительного сектора, разработаны программно-технические решения для информационного обмена данными. В разработке, в разной степени готовности, находятся конструкторская, технологическая и производственная электронные структуры изделия МСЧ.
Информация об изделии пополняется из 3D-модели, выполненной в САПР, из транспортного массива от внешних ЦКБ-проектантов, собирается с обработанных бумажных носителей.
Наиболее трудоемкой и объемной по количественному и временному показателям является третья составляющая. Формирование состава специфических данных изделия МСЧ с ранее разработанной и примененной документации, существующей только в бумаге, зачастую при отсутствии действующего проектанта – трудоемкая работа. Для ее организации были разработаны положения и инструкции, определившие правила, функции и ответственность подразделений по загрузке спецификаций изделий в систему ЛОЦМАН:PLM.
«Севмаш» сделал выбор в пользу программных продуктов, в которых наиболее полно учтены требования российских стандартов. Очень важна была для предприятия и возможность влиять на дальнейшее развитие систем с учетом его требований и предложений. Так, САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ была доработана по рекомендациям сотрудников ПО «Севмаш», которые в 2005 году одними из первых стали использовать САПР ТП в режиме опытной эксплуатации. Кроме того, ПО "Аскон" обладает сертификатами ФСТЭК, что также имеет большое значение для любого оборонного предприятия.
Внедрение системы "Вертикаль" дало большой эффект еще и потому, что совпало с колоссальной по объему выпускаемой документации работой над авианосцем «Викрамадитья». Тогда сотрудникам НТУ было необходимо выпустить на 1 деталь до 15 различных техпроцессов, потому что деталь конструкции одна, а степень изношенности совершенно разная. В итоге сроки технологической подготовки машиностроительного производства для ремонта и модернизации авианосца ВМС Индии были сокращены в два раза. Хотя это и не отразилось на конечном сроке передачи корабля Заказчику. Если в 2006 году без этой системы в одном технологическом бюро удалось разработать только 3010 техпроцессов по 891 маршрутно-комплектовочным картам (МКК), то в 2007 году, после внедрения системы — 7190 техпроцессов по 1641 МКК!».
Мнение. Главный конструктор предприятия Юрий Спиридонов:
- Наш машиностроительный комплекс создает технику самого высокого уровня. Очень много говорилось об освоении Арктики, но только «Севмаш» построил платформу «Приразломная», которая реально работает сегодня в арктических условиях. Только мы взялись за ремонт и модернизацию авианосца «Викрамадитья» для ВМС Индии. Только мы серийно строим стратегические и многоцелевые атомные подводные лодки. И все это требует огромных усилий и сложнейшего машиностроения.
Сегодня качественно провести конструкторско-технологическую подготовку без использования ИТ не просто затруднительно, невозможно. Все решения компании АСКОН, которые мы используем, внедрены именно в машиностроительном производстве ПО «Севмаш». И они помогают нам справиться с двумя важными задачами.
Во-первых, обеспечить высокое качество технологической подготовки и выпускаемой документации. Система автоматизированного проектирования технологических процессов ВЕРТИКАЛЬ, которую предложил нам АСКОН, адаптирована к российским реалиям. Конструктор и технолог осваивают ее быстро и так же быстро приступают к работе.
Другой момент – сроки. Когда мы приступили к модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», миллионы нормочасов приходились на изготовление изделий машиностроения. И необходимо было в кратчайшие сроки и в огромных объемах выпустить документацию. Если бы не ВЕРТИКАЛЬ, нам бы пришлось потратить на это в два раза больше времени!
После внедрения мы подсчитали условный экономический эффект от сокращения сроков. Он составил порядка 13 миллионов рублей. Но дело даже не в деньгах, а в том, что без применения таких технологий качественно и быстро выполнить подготовку производства не получится. Ведь что такое современная постиндустриальная экономика? Ее особенность в том, что заказчик требует изготовить продукцию – и, заметьте, не серийную! – быстро и качественно.
В постиндустриальной экономике правила диктует потребитель. Он требует от нас быстро переналадить производство, в сжатые сроки провести его техническую подготовку. В советское время мы выпускали по 4-5 лодок в год, и это была серийная работа. Сейчас у «Севмаша» есть несколько направлений деятельности — гособоронзаказ, военно-техническое сотрудничество, гражданское судостроение, изготовление технических средств для добычи углеводородов и чистое машиностроение. Как следствие, нужно очень быстро перенастраивать производство. Для этого мы занялись автоматизацией, стали использовать информационные технологии, в том числе и ВЕРТИКАЛЬ как отечественную систему, которая имеет преимущества в адаптации, в цене и, что крайне важно, постоянную поддержку.
Как сотрудники «Севмаша» восприняли переход на "Вертикаль"?
Люди, которые занимаются у нас процессами внедрения решений "Аскон" — первоклассные специалисты, которые с душой подходят к делу и говорят с поставщиками ПО на одном языке.
Невозможно просто работать, не болеть, не пропускать через себя профессиональные вопросы. Идейный вдохновитель и лидер внедрения ИТ — это Татьяна Новицкая и ее сподвижники — Наталья Замятина, Сергей Галицын, Станислав Федоров, Димитрий Острокопытов, Владимир Винченко, Сергей Булин, Ирина Семенова, Ирина Петренко. Они вкладывают в общее полезное дело силы и душу, без них бы ничего не получилось.
Важная проблема, которую призваны решать ИТ – это недостаток кадров. Если раньше на производстве можно было использовать экстенсивный метод, посадив людей за работу, то сегодня нам просто не найти столько специалистов. Поэтому нам необходимо переходить на системы, применение которых значительно повышает производительность труда.
Кроме того, «Севмаш» работает на глобальном рынке. Иностранные компании, с которыми мы сотрудничаем, да и многие российские фирмы уже не используют бумажные носители. Чтобы говорить с ними на одном языке, нам необходимо развивать ИТ на своем предприятии. Британская подводная лодка «Астьют» полностью спроектирована в цифре, в 3D: можно подойти к месту строительства, к стапелю и на мониторе рассмотреть модель, увидеть всю документацию.
То, что сделано на ПО «Севмаш» сейчас — лишь первый шаг. Мы можем гордиться тем, что осуществили, но понимаем, что пока сделали недостаточно, чтобы стать действительно современным предприятием.