…О ходовых испытаниях
«8 ноября в 20.30 по местному времени на многоцелевой подводной лодке «Нерпа» (проект 971 «Щука-Б»), вышедшей из базы ЗАТО «Большой Камень» и проходившей ходовые испытания, произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения с выбросом фреона. Погибли 6 военнослужащих и 14 гражданских лиц. Еще 22 человека госпитализированы. Всего на борту подлодки находились 208 человек, из которых 81 – военнослужащие» – вот такое сообщение подарили нам СМИ.
Потом господин Дыгало уточнит: погибли 3 военнослужащих и 17 гражданских.
Особенностью проекта 971 «Щука-Б» является его более высокая, в сравнении с аналогичными проектами, автоматизация боевых и технических средств. Управление осуществляется из единого центра – с главнокомандного пункта (ГКП). Экипаж – 73 человека.
То, что на ней во время аварии находилось 208 человек, говорит о том, что на ходовые испытания пошла большая сдаточная команда, а это означает только одно – жуткая теснота, скученность, людям негде спать. Их там на каждом квадратном метре по двое. А спят они стоя или вообще не спят.
На ходовые испытания лодка может выйти на десять суток, и все десять суток они будут не спать.
К сожалению, все ходовые испытания проходят именно так, а поскольку только на ходовых испытаниях системы и механизмы корабля и проходят настоящую проверку работоспособности, то возможно все, что угодно. На ходовых испытаниях всегда чего-нибудь да случается, а если не случается, то это великое счастье.
…О несанкционированной подаче фреона
В СМИ сообщалось, что «возник пожар» и произошло «несанкционированная подача огнегасителя (фреона)».
Так вот, если пожар и может возникнуть совершенно «неожиданно», то «несанкционированная подача огнегасителя (фреона)» – произойти не может – не зря мы упомянули о том, что управление всеми техническими средствами осуществляется на этом проекте из единого центра. Не может просто так пойти в отсеки фреон. Его надо туда подать.
Я с фреоном проплавал 10 лет. Все эти 10 лет надо было держать ПДУ (портативное дыхательное устройство, изолирующее органы дыхания от влияния внешней среды) при себе всегда – на обеде, в туалете, в койке – всегда.
Фреон нельзя подать «нажав кнопку». Он подается при повороте вентиля. Этот вентиль довольно громоздкая штука. Его случайно повернуть нельзя. У него есть холостой ход, чтоб, случайно за него задев, не подать фреон в отсек.
Еще раз отметим: фреон не подается автоматически, потому что в отсеке могут быть люди, не включившиеся в ПДУ.
Но можно перепутать и подать фреон не в тот отсек. Такое бывало. Рабочие при сдаче корабля путали маркировку, и тогда, при пожаре, повернув вентиль, подводники подавали фреон туда, где его меньше всего ожидали. Вот тогда и травился народ.
И еще о фреоне. Применяется он только при объемных пожарах в отсеках подводных лодок. Перед применением, повторюсь, все люди в отсеке должны быть включены в изолирующие средства защиты органов дыхания. Иначе – смерть от удушья.
Кроме того, после подачи в отсек фреона выходят из строя все электрические щиты и электронные схемы. То есть отсек после применения фреона перестает функционировать.
Так что на деле применять фреон при пожаре подводники не любят.
Сейчас уже говорят о том, что поскольку эта лодка-автомат, то и подача фреона произошла автоматически. Произошел сбой в системе управления.
Если это так, то я поздравляю наших конструкторов с этим невероятным достижением.
Да, лодка может быть автоматом, и фреон может подаваться в помещение автоматически. Но он должен автоматически подаваться в нежилое помещение. В этом помещении гарантировано не может находиться человек.
А если он там находится, то это помещение автоматически становится жилым, и тогда подача такой штуки, как фреон, должна осуществляться вручную.
То есть, конструктивно должна быть предусмотрена блокировка, исключающая автоматическую подачу фреона в помещение, в случае нахождения в помещении людей.
Если это не сделано, то жертвы будут. Фреон можно подавать в помещение только тогда, когда там все уже включились в индивидуальные средства защиты органов дыхания.
Фреон – это смерть от удушья.
… О сдаточной команде
Теперь вернемся к сдаточной команде. Лодка выходит на ходовые испытания, и это означает, что она не принята ВМФ. Сдаточная команда, под контролем подводников, проверяет работу каждого механизма и системы. Сдаточная команда – это представители промышленности, контрагенты, рабочие завода. Они могут быть очень хорошими специалистами в своей области, но в вопросах борьбы за живучесть подводной лодки – это балласт. Недаром от фреона в этом случае их погибло 17, а военнослужащих – 3. Они просто не понимают, почему надо все время носить с собой средства защиты органов дыхания.
Так что сдаточная команда – это что-то. Рабочие просто неуправляемы. Только и гляди, чтоб они чего-нибудь не сделали. А когда их больше сотни?
Обычно, наш старпом, если на корабле появлялись рабочие, рядом с каждым из них ставил подводника, с тем, чтоб он ходил за рабочим, как тень, и всегда видел, что тот делает, потому что разводные ключи, забытые рабочими в электрощитах – это обычное дело. А такой ключ является источником короткого замыкания в щите и скоротечного пожара. Чуть качнуло – и забытый ключ уже чего-то замкнул.
Из 208 человек только 81 подводник.
81 умножаем на 2 – это 162. То есть 46 человек из сдаточной команды ходили по кораблю без сопровождения. Вот и доходились.
…О людях
Это невозможно. В стране надо объявлять траур, а по телевизору – все пляшут и поют, а если и появляется кто-нибудь, то рассуждает он о том, что «реактор в норме» и «остальные механизмы работают нормально».
Да, не нормально у вас. И никогда нормально не было. У вас люди для железа, а не железо для людей. Вот в чем причина всех ваших неудач – прошлых, настоящих и будущих.
У вас не для человека все это. А должно быть.
…Об альтернативе фреону
Почему на подводных лодках – современных, суперсовременных – до сих пор в системе объемного пожаротушения применяется фреон? Почему? Неужели существует «фреоновое» лобби?
Давно, еще в девяностые годы прошлого века, в Отчестве нашем любезном проводились испытания различных систем пожаротушения. Цель – с началом пожара быстро снизить содержание кислорода в отсеке с 21-го до 12 процентов, при которых горение прекращается почти мгновенно. Испытывалось: распыление специальных аэрозолей, выжигание кислорода с помощью специальных устройств и, самое простое, снижение процентного содержания кислорода повышением давления. При этом давление повышалось всего на 0.5 атмосферы избыточно, путем подачи в отсек сжатого азота из специальных баллонов. Азот заполняет отсек, концентрация кислорода падает до 12 процентов и пожар прекращается. Оборудование отсека при этом также не страдает.
В ходе испытаний выяснилось: при подаче азота концентрация быстро падает до 12-ти процентов и пожар прекращается, как по мановению волшебной палочки, сразу.
Вдумайтесь – сразу!
И, все-таки, как эта ситуация влияет на людей? Не будет ли у них кислородного голодания? Выдержат ли они избыточное давление в 0.5 атмосферы?
И это проверялось – выдерживают люди. Выдерживают они избыточное давление в 0.5 атмосферы, и снижение процентного содержания кислорода до 12-то процентов. Не случается у них при этом кислородного голодания.
И что же теперь? Почему через 15 лет на современной подводной лодке у нас все еще подается в отсеки фреон?
Все очень просто. В 90-е годы испытания проводились, но до конца тогда дело не довели – деньги кончились. Вот и остался на лодках фреон.
А в России всегда так. Сделают суперсовременную подводную лодку, но что-то на ней все равно оставят из прошлого века. Это как каменные топоры пещерного человека.
Что-то у нас очень хорошее, современное, новое, но рядом – обязательно будет лежать каменный топор – это уж как пить дать!
Как мина замедленного действия.
И вот эта мина когда-нибудь, да рванет.
...О вечернем разговоре
Вечером я позвонил одному приятелю. Он до сих пор работает в КБ, и я спросил его: действительно ли на 3-м поколении ПЛ фреон подается автоматически.
- Да, - ответил он.
- Не верю!
- Все так!
- Да как же это? А люди?
- Ну вот так.
- Мы же это уже проходили.
- Да. На первом поколении подача фреона была автоматическая.
Автоматика была несовершенна и уже на 2-м поколении, как ты помнишь, перешли на ручное управление - и никаких проблем.
- А на третьем поколении снова захотелось проблем, и опять перешли на автоматичекую подачу фреона?
- Получается, что так. - Ты помнишь "Турмалин"?
- Конечно.
- Вот с его помощью тоже можно было управлять дифферентовкой в автоматическом режиме, но подводники отключили его раз и навсегда.
- Да. Было такое.
- Но это же то же самое! Там, где можно утонуть от несовершенства автоматики, От этой автоматики отказались. А в случае в фреоном - все можно? Он же для объемных возгораний! А поправка на дурака? А если в отсеке какой-нибудь дурак закурит, то автомат подаст фреон? Это нормально? Там же люди! Неграмотные, молодые, они понятия не имеют о том, что бывает борьба за живучесть и никогда, похоже, не видели ПДУ!
- Давай я еще раз все выясню и тебе перезвоню. Хорошо?
- Хорошо!
Теперь я жду от него звонка.
…Об оружии и тактике
Подводные лодки не должны строиться по десять и более лет. За это время техника уходит вперед, и такая лодка уже старая, еще не начав своего движения. Через десять лет – ходила лодка в море, или стояла в заводе – оборудование надо менять. Это срок среднего ремонта.
Кроме того, за десять лет меняются задачи, потому что мир меняется. Нельзя сделать оружие просто так. Оружие делается под задачу, под стратегию и тактику.
За 10 лет все меняется. Друзья перестают быть друзьями, враги – врагами.
Например, если в 1941 году фашистская Германия была врагом США, то в 1951 году она уже не была врагом.
Чем эта ситуация, на мой взгляд, опасна? Представьте себе, что вы строите атомную ракетную подводную лодку, несущую на себе ракеты с ядерными боеголовками. И строите вы такую лодку 10 лет, а через 10 лет случается так, что у вас нет противника.
И что же получается? Построив такую лодку, вы начнете себе искать противника.
То есть, не тактика под оружие, а наличие оружия начнет изменять вашу тактику.
Александр Покровский, писатель, бывший подводник, кап. 2 р. запаса.
Официальный сайт Александра Покровского