/ пресс-релизы

Александр Покровский об аварии на АПЛ "Нерпа"

3 3139 7 мин
Писатель, бывший подводник, кап. 2 р. запаса Александр Покровский в интервью изданию  www.NAVY.ru. поделился своими соображениями относительно аварии на АПЛ "Нерпа".


…О ходовых испытаниях


«8 ноября в 20.30 по местному времени на многоцелевой подводной лодке «Нерпа» (проект 971 «Щука-Б»), вышедшей из базы ЗАТО «Большой Камень» и проходившей ходовые испытания, произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения с выбросом фреона. Погибли 6 военнослужащих и 14 гражданских лиц. Еще 22 человека госпитализированы. Всего на борту подлодки находились 208 человек, из которых 81 – военнослужащие» – вот такое сообщение подарили нам СМИ.
Потом господин Дыгало уточнит: погибли 3 военнослужащих и 17 гражданских.
Особенностью проекта 971 «Щука-Б» является его более высокая, в сравнении с аналогичными проектами, автоматизация боевых и технических средств. Управление осуществляется из единого центра – с главнокомандного пункта (ГКП). Экипаж – 73 человека.
То, что на ней во время аварии находилось 208 человек, говорит о том, что на ходовые испытания пошла большая сдаточная команда, а это означает только одно – жуткая теснота, скученность, людям негде спать. Их там на каждом квадратном метре по двое. А спят они стоя или вообще не спят.
На ходовые испытания лодка может выйти на десять суток, и все десять суток они будут не спать.
К сожалению, все ходовые испытания проходят именно так, а поскольку только на ходовых испытаниях системы и механизмы корабля и проходят настоящую проверку работоспособности, то возможно все, что угодно. На ходовых испытаниях всегда чего-нибудь да случается, а если не случается, то это великое счастье.

…О несанкционированной подаче фреона


В СМИ сообщалось, что «возник пожар» и произошло «несанкционированная подача огнегасителя (фреона)».
Так вот, если пожар и может возникнуть совершенно «неожиданно», то «несанкционированная подача огнегасителя (фреона)» – произойти не может – не зря мы упомянули о том, что управление всеми техническими средствами осуществляется на этом проекте из единого центра. Не может просто так пойти в отсеки фреон. Его надо туда подать.
Я с фреоном проплавал 10 лет. Все эти 10 лет надо было держать ПДУ (портативное дыхательное устройство, изолирующее органы дыхания от влияния внешней среды) при себе всегда – на обеде, в туалете, в койке – всегда.
Фреон нельзя подать «нажав кнопку». Он подается при повороте вентиля. Этот вентиль довольно громоздкая штука. Его случайно повернуть нельзя. У него есть холостой ход, чтоб, случайно за него задев, не подать фреон в отсек.
Еще раз отметим: фреон не подается автоматически, потому что в отсеке могут быть люди, не включившиеся в ПДУ.
Но можно перепутать и подать фреон не в тот отсек. Такое бывало. Рабочие при сдаче корабля путали маркировку, и тогда, при пожаре, повернув вентиль, подводники подавали фреон туда, где его меньше всего ожидали. Вот тогда и травился народ.
И еще о фреоне. Применяется он только при объемных пожарах в отсеках подводных лодок. Перед применением, повторюсь, все люди в отсеке должны быть включены в изолирующие средства защиты органов дыхания. Иначе – смерть от удушья.
Кроме того, после подачи в отсек фреона выходят из строя все электрические щиты и электронные схемы. То есть отсек после применения фреона перестает функционировать.
Так что на деле применять фреон при пожаре подводники не любят.
Сейчас уже говорят о том, что поскольку эта лодка-автомат, то и подача фреона произошла автоматически. Произошел сбой в системе управления.
Если это так, то я поздравляю наших конструкторов с этим невероятным достижением.
Да, лодка может быть автоматом, и фреон может подаваться в помещение автоматически. Но он должен автоматически подаваться в нежилое помещение. В этом помещении гарантировано не может находиться человек.
А если он там находится, то это помещение автоматически становится жилым, и тогда подача такой штуки, как фреон, должна осуществляться вручную.
То есть, конструктивно должна быть предусмотрена блокировка, исключающая автоматическую подачу фреона в помещение, в случае нахождения в помещении людей.
Если это не сделано, то жертвы будут. Фреон можно подавать в помещение только тогда, когда там все уже включились в индивидуальные средства защиты органов дыхания.
Фреон – это смерть от удушья.

… О сдаточной команде


Теперь вернемся к сдаточной команде. Лодка выходит на ходовые испытания, и это означает, что она не принята ВМФ. Сдаточная команда, под контролем подводников, проверяет работу каждого механизма и системы. Сдаточная команда – это представители промышленности, контрагенты, рабочие завода. Они могут быть очень хорошими специалистами в своей области, но в вопросах борьбы за живучесть подводной лодки – это балласт. Недаром от фреона в этом случае их погибло 17, а военнослужащих – 3. Они просто не понимают, почему надо все время носить с собой средства защиты органов дыхания.
Так что сдаточная команда – это что-то. Рабочие просто неуправляемы. Только и гляди, чтоб они чего-нибудь не сделали. А когда их больше сотни?
Обычно, наш старпом, если на корабле появлялись рабочие, рядом с каждым из них ставил подводника, с тем, чтоб он ходил за рабочим, как тень, и всегда видел, что тот делает, потому что разводные ключи, забытые рабочими в электрощитах – это обычное дело. А такой ключ является источником короткого замыкания в щите и скоротечного пожара. Чуть качнуло – и забытый ключ уже чего-то замкнул.
Из 208 человек только 81 подводник.
81 умножаем на 2 – это 162. То есть 46 человек из сдаточной команды ходили по кораблю без сопровождения. Вот и доходились.

…О людях

 
Это невозможно. В стране надо объявлять траур, а по телевизору – все пляшут и поют, а если и появляется кто-нибудь, то рассуждает он о том, что «реактор в норме» и «остальные механизмы работают нормально».
Да, не нормально у вас. И никогда нормально не было. У вас люди для железа, а не железо для людей. Вот в чем причина всех ваших неудач – прошлых, настоящих и будущих.
У вас не для человека все это. А должно быть.

…Об альтернативе фреону


Почему на подводных лодках – современных, суперсовременных – до сих пор в системе объемного пожаротушения применяется фреон? Почему? Неужели существует «фреоновое» лобби?
Давно, еще в девяностые годы прошлого века, в Отчестве нашем любезном проводились испытания различных систем пожаротушения. Цель – с началом пожара быстро снизить содержание кислорода в отсеке с 21-го до 12 процентов, при которых горение прекращается почти мгновенно. Испытывалось: распыление специальных аэрозолей, выжигание кислорода с помощью специальных устройств и, самое простое, снижение процентного содержания кислорода повышением давления. При этом давление повышалось всего на 0.5 атмосферы избыточно, путем подачи в отсек сжатого азота из специальных баллонов. Азот заполняет отсек, концентрация кислорода падает до 12 процентов и пожар прекращается. Оборудование отсека при этом также не страдает.
В ходе испытаний выяснилось: при подаче азота концентрация быстро падает до 12-ти процентов и пожар прекращается, как по мановению волшебной палочки, сразу.
Вдумайтесь – сразу!
И, все-таки, как эта ситуация влияет на людей? Не будет ли у них кислородного голодания? Выдержат ли они избыточное давление в 0.5 атмосферы?
И это проверялось – выдерживают люди. Выдерживают они избыточное давление в 0.5 атмосферы, и снижение процентного содержания кислорода до 12-то процентов. Не случается у них при этом кислородного голодания.
И что же теперь? Почему через 15 лет на современной подводной лодке у нас все еще подается в отсеки фреон?
Все очень просто. В 90-е годы испытания проводились, но до конца тогда дело не довели – деньги кончились. Вот и остался на лодках фреон.
А в России всегда так. Сделают суперсовременную подводную лодку, но что-то на ней все равно оставят из прошлого века. Это как каменные топоры пещерного человека.
Что-то у нас очень хорошее, современное, новое, но рядом – обязательно будет лежать каменный топор – это уж как пить дать!
Как мина замедленного действия.
И вот эта мина когда-нибудь, да рванет.

...О вечернем разговоре


Вечером я позвонил одному приятелю. Он до сих пор работает в КБ, и я спросил его: действительно ли на 3-м поколении ПЛ фреон подается автоматически.
- Да, - ответил он.
- Не верю!
- Все так!
- Да как же это? А люди?
- Ну вот так.
- Мы же это уже проходили.
- Да. На первом поколении подача фреона была автоматическая.
Автоматика была несовершенна и уже на 2-м поколении, как ты помнишь, перешли на ручное управление - и никаких проблем.
- А на третьем поколении снова захотелось проблем, и опять перешли на автоматичекую подачу фреона?
- Получается, что так. - Ты помнишь "Турмалин"?
- Конечно.
- Вот с его помощью тоже можно было управлять дифферентовкой в автоматическом режиме, но подводники отключили его раз и навсегда.
- Да. Было такое.
- Но это же то же самое! Там, где можно утонуть от несовершенства автоматики, От этой автоматики отказались. А в случае в фреоном - все можно? Он же для объемных возгораний! А поправка на дурака? А если в отсеке какой-нибудь дурак закурит, то автомат подаст фреон? Это нормально? Там же люди! Неграмотные, молодые, они понятия не имеют о том, что бывает борьба за живучесть и никогда, похоже, не видели ПДУ!
- Давай я еще раз все выясню и тебе перезвоню. Хорошо?
- Хорошо!
Теперь я жду от него звонка.

…Об оружии и тактике


Подводные лодки не должны строиться по десять и более лет. За это время техника уходит вперед, и такая лодка уже старая, еще не начав своего движения. Через десять лет – ходила лодка в море, или стояла в заводе – оборудование надо менять. Это срок среднего ремонта.
Кроме того, за десять лет меняются задачи, потому что мир меняется. Нельзя сделать оружие просто так. Оружие делается под задачу, под стратегию и тактику.
За 10 лет все меняется. Друзья перестают быть друзьями, враги – врагами.
Например, если в 1941 году фашистская Германия была врагом США, то в 1951 году она уже не была врагом.
Чем эта ситуация, на мой взгляд, опасна? Представьте себе, что вы строите атомную ракетную подводную лодку, несущую на себе ракеты с ядерными боеголовками. И строите вы такую лодку 10 лет, а через 10 лет случается так, что у вас нет противника.
И что же получается? Построив такую лодку, вы начнете себе искать противника.
То есть, не тактика под оружие, а наличие оружия начнет изменять вашу тактику.

Александр Покровский, писатель, бывший подводник, кап. 2 р. запаса.

Официальный сайт Александра Покровского 

 www.NAVY.ru




Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Юрий
12.11.2008, 19:58
Я полностью согласен с Александром Я раньше работал  в Северном Морском Пароходстве и помню что от специалистов БТИ все шарахались как черт от ладана Мало того что в море они бухали,мало не покажется,так они столько там наворочают,что до конца рейса не разобраться.А тут лодка под водой с автоматической подачей фреона Порой такое ощющение что всеми этими разработками занимаются люди,который кроме картин Айвазовского больше ни чего не видели.Но  ведь консультанты при них есть,но как правило это сынки адмиралов,которые после военно морских ущилищ сразу остаятся при Генштабах в столичных городах Вот и результат-опять гибнут люди.
-0+
#Михаил
13.11.2008, 09:16
Согласен, что причины - две.
Первая в сдаточной команде. Не только вести борьбу за живучесть,  с ними просто в море выходить нельзя. Плохо управляемы, считают себя самыми умными, как и большинство других полуобразованных людей. Например химик Покровский в сборнике "Расстрелять"(доктор, химик, снабженец, писарь- всё это корабельная полуинтелегенция, с точки зрения которых, командир вечно спит или пьёт, старпом конченный дебил, а все остальные - идиоты, если конечно стараются служить).
Теперь старпом оказался умным - поставил надсмотрщика за представителем промышленности. И это, товарищи, очень правильно.
     Вторая причина -автоматизация. Машина должна быть под контролем человека, см. "Пять правил робототехники" А.Азимова. Всё должно проходить объективные испытания. Кто дал положительное заключение на автоматическую подачу фреона в отсеки с людьми? Под суд.
     М.Койфман, кап.3ранга запаса.
-0+
#Жанна
17.08.2009, 08:07
В сдаточной команде были люди ответственные и дисциплинированные. Все хотели ЖИТЬ! Не грешите на настоящих мужиков
Свежие новости
Судостроительный завод "Лотос" в 2025 году спустит на воду четыре судна проекта 00108 - ГТЛК
21:00 / судостроение
рекламаПодписка 2025