АДМИРАЛТЕЙСКИЕ "ПОТАЕННЫЕ СУДА"

2 2337 9 мин
БОЛЕЕ ТРЕТИ ПОДВОДНОЙ МОЩИ РОССИИ ВЫКОВАНО В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ


В связи со 100-летием подводных сил России по всей стране прошла череда празднований. В Санкт-Петербурге на ФГУП "Адмиралтейские верфи" состоялась конференция "Роль "Адмиралтейских верфей" в создании подводного флота России", в которой приняли участие ведущие специалисты Военно-морского флота, эксперты судостроительной промышленности, руководители "Адмиралтейских верфей" В.Л. Александров и СПМБМ "Малахит" В.Н. Пялов.
Подводное судостроение занимает особое место в истории развития "Адмиралтейских верфей". Его истоки берут начало с XVIII века, когда русский умелец Ефим Никонов построил в Санкт-Петербурге первое "потаенное судно". За последние 70 лет подводное кораблестроение получило особый статус и определило направление развития этой судостроительной фирмы. Предприятиями, в настоящее время входящими в "Адмиралтейские верфи", построено несколько серий дизель-электрических и атомных подводных лодок, большое число подводных аппаратов различного назначения. Всего адмиралтейцами построено более 360 подводных лодок и аппаратов, из которых 35 - атомные ПЛ, 6 - атомные глубоководные станции, более 60 - глубоководные и буксируемые аппараты и сверхмалые ПЛ.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И АППАРАТЫ АДМИРАЛТЕЙЦЕВ


Петр I на строительстве "потаенного судна" Ефима Никонова (репродукция с картины художника В. Таирова).
Фото из книги 'Подводные силы России. 1906-2006'
В 1912 г. на заводе изготавливали корпуса для подводных лодок типа "Барс". Затем был небольшой перерыв, и в декабре 1931 г. заводу им. А. Марти (с 1937 года - завод №194) было поручено изготовление корпусов ПЛ типа "Щ" (разработчик проекта ОКТБ-2), а с 1934 г. завод "Судомех" приступил к строительству ПЛ типа "М" VI-бис серии (разработчик ЦКБС-2), затем XII серии. С 1936 г. завод им. А. Марти приступил к строительству ПЛ типа "С" IX-бис серии (разработчик ЦКБС-2), с 1939 г. постройка этих кораблей была начата на предприятии №196. Практически одновременно на обоих заводах строились ПЛ типа "К" XIV серии. В 1940 г. началось строительство малых подводных лодок XV серии проекта 96, которое было прервано Великой Отечественной войной, затем продолжено до 1953 г. На заводе №196 (директор В.Ф. Коврижкин, главный конструктор В.М. Мудров, главный строитель И.Л. Леонов) было построено 56 кораблей этого проекта. В 1941 г. на "Судомехе" (заводе №196) была заложена экспериментальная малая ПЛ М-401 проекта 95 с единым двигателем.

Этапным стало строительство больших ПЛ проекта 611, начавшееся в 1951 г. на заводе №196 "Судомех" (главный строитель Е.П. Корсак). Первая лодка Б-61 передана ВМФ в 1953 г. Проект корабля разработан ЦКБ-18 (главный конструктор С.А. Егоров). Строительство этих лодок потребовало полного перевооружения завода, реконструкции цехов и эллинга. Были освоены кольцевая полуавтоматическая и автоматическая сварки. Строительство велось секционным способом. За создание ПЛ проекта 611 в 1957 г. конструкторам и строителям была присуждена Ленинская премия.

В мае 1953 г. завод №196 передал флоту опытную малую ПЛ М-254 проекта 615 с энергетической установкой ЕД-ХПИ, работающей по замкнутому циклу с использованием жидкого кислорода и твердого химического поглотителя углекислого газа. После доработки проекта в ЦКБ-18 (главный конструктор А.С. Кассациер) адмиралтейцами заводов №№194 и 196 в 1953-1958 гг. была построена серия из 30 кораблей проекта А615. Внедрение на заводе блочного метода постройки позволило сократить стапельный период со 120 до 60 дней, общий цикл постройки - на 20-25% и стоимость - на 10-15% в сравнении с секционным методом производства.

В феврале 1956 г. на предприятии была заложена уникальная ПЛ С-99 проекта 617 (проектант СКБ-143, главный конструктор А.А. Антипин) с парогазовой турбиной, в качестве окислителя использовалась концентрированная перекись водорода. Применение турбинного привода на вал позволило обеспечить лодке скорость подводного хода до 22 узлов, до появления атомных подводных кораблей это было значительное достижение.

Вслед за ПЛ проекта 611 на заводе №196 "Судомех" (с 1966 г. - Ново-Адмиралтейский завод, директор В.Н. Дубровский) с 1956 г. строились большие подводные лодки проекта 641 (разработчик ЦКБ-18, главный конструктор З.А. Дерибин). Их производство велось поточно-позиционным способом из крупных блоков. Гидравлические испытания блоков производились в цехе объемных секций, после чего их полностью насыщали необходимым оборудованием. Эти технологические меры позволили сократить общий и стапельный период постройки. Срок строительства корабля был доведен до семи месяцев.

Первая ПЛ Б-94 передана ВМФ в декабре 1958 г., всего заводом в 1959-1982 гг. построено 75 кораблей проекта 641 и его модификаций. В 1967 г. первая экспортная ПЛ Б-51 проекта И641 была передана ВМС Индии. До 1983 г. для ВМС Индии, Ливии и Кубы было построено 16 ПЛ проектов И641 и И641К. Указом президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1984 г. большая группа адмиралтейцев за создание и строительство субмарин проекта 641 была награждена орденами и медалями.

Со второй половины 1960-х гг. "Верфи" стали строить атомные многоцелевые подводные лодки проектов 671 (в 1967-1974 гг. - 15 АПЛ), 671РТ, 671РТМ (1977-1992 гг.). Все они разработки СПМБМ "Малахит" (главный конструктор Г.Н. Чернышев). АПЛ проекта 671, как и все последующие советские многоцелевые АПЛ, имела обтекаемую форму и одновальную энергетическую установку. На лодках появились первые советские противолодочные ракеты.

Одновременно с постройкой атомоходов проекта 671 создавались противолодочные АПЛ проекта 705 (проектант СПМБМ "Малахит", главные конструкторы В.Н. Перегудов, М.Г. Русанов и В.В. Ромин), которые по ряду характеристик значительно превосходили подводные атомоходы того времени. Головная лодка передана адмиралтейцами ВМФ в декабре 1971 г. Титановая автоматизированная лодка малого водоизмещения (с реактором с жидкометаллическим теплоносителем) развивала скорость более 40 узлов. Внедрение многочисленных новшеств в ограниченном объеме натолкнулось на значительные трудности в создании и эксплуатации, поэтому строительство серии затянулось и число построенных кораблей было ограничено.

В 1972 г. были объединены два предприятия - Адмиралтейский завод (ранее завод №194) и Ново-Адмиралтейский завод (ранее завод №196) - в Ленинградское адмиралтейское объединение (ЛАО). С 1992 г. объединение стало именоваться "Адмиралтейские верфи".

С начала 1980-х гг. в Советском Союзе началось строительство дизель-электрических ПЛ проекта 877, со второй половины 1980-х гг. такие корабли стали производиться "Адмиралтейскими верфями". В ноябре 1985 г. ВМС Индии была передана головная подводная лодка Б-888 проекта 877ЭКМ разработки ЦКБ МТ "Рубин" (главный конструктор Ю.Н. Кормилицин). Затем последовала серия кораблей проектов 877ЭКМ и 636 для инозаказчиков, основными из которых стали Индия и Китай.

Кроме боевых лодок, адмиралтейцы строили и ПЛ-лаборатории, исследовательские субмарины, лодки специального назначения, подводные аппараты. Предприятием построены ПЛ-лаборатории БС-555 проекта 1840, разработчик СПМБМ "Малахит". База-лаборатория проекта 1840 была передана ВМФ в декабре 1979 г. На исследовательской ПЛ проекта 1710 проводились натурные работы по отработке гидродинамики и гидроакустики. С 1980 по 1991 г. она прошла более 15 750 миль, провела на грунте более 1600 часов и совершила более 210 погружений на глубины 100-300 м.

В 1988-1990-х гг. предприятие передало ВМФ две сверхмалые ПЛ МС-520 и МС-521 проекта 865 "Пиранья", спроектированные в СПМБМ "Малахит" (главный конструктор Ю.К. Минеев). Эти корабли обладали хорошими мореходными качествами, имели титановый корпус и автоматическое управление движением. Кроме этого, адмиралтейцами были изготовлены сверхмалые подводные лодки "Тритон-1М" и "Тритон-2" для доставки боевых пловцов.

Также здесь созданы подводные аппараты специального назначения, подводные лаборатории "Бентос", обитаемые подводные аппараты "Тинро-2", гидробарокамеры ГБК-50 в Ломоносове, камеры исследования на животных КИЖ, буксируемые наблюдательные камеры "Атлант-2", "Тетис" и "Тетис-Н", исследовательские глубоководные аппараты "Север-2", "Поиск-2", "Поиск-4", "Русь" и "Консул", способные опускаться на глубины 2000-6000 м. Эти системы были спроектированы СПМБМ "Малахит" и ЦКБ "Лазурит". Всего "Адмиралтейскими верфями" построено около 70 подводных и глубоководных аппаратов различного назначения.

БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД И ДРУГИЕ

Не только "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге создавали подводные корабли и аппараты. Еще в 1834 г. на Александровском литейном заводе было построено первое в России металлическое судно - подводная лодка конструкции военного инженера К.А. Шильдера с ракетным вооружением, в 1864-1866 гг. на заводе Карра и Макферсона (сегодня это Балтийский завод) была построена другая подводная лодка конструкции инженера И.Ф. Александровского водоизмещением 352 тонны. Затем в 1867 г. по заказу Морского министерства по проекту О.Б. Герна на Александровском заводе была изготовлена "подводная лодка №4".

Первые серийные ПЛ конструкции С.К. Джевецкого строились по заказу Военно-инженерного ведомства для защиты приморских крепостей. В 1882-1883 гг. на Невском заводе и заводе Лесснера было построено 50 ПЛ, из них 34 по железной дороге были отправлены в Севастополь, а 16 - оставлены в Кронштадте.


Головную ПЛ проекта 677 в этом году планируется передать ВМФ России.
Фото из книги 'Подводные силы России. 1906-2006'
В 1902-1903 гг. в Кронштадтском отделении Балтийского завода по проекту лейтенанта Е.В. Колбасьева была построена разборная ПЛ "Петр Кошка", затем в 1903 г. на Балтийском заводе была спущена на воду первая русская боевая субмарина "Дельфин", или, как тогда называли ее, "миноносец №113". В проектировании этого корабля участвовали И.Г. Бубнов, М.Н. Беклемишев и И.С. Горюнов. В дальнейшем на этом же заводе построили подводные лодки "Касатка", "Минога", "Акула", серии ПЛ типа "Морж", типа "Барс" и типа АГ, минные заградители типа "Ерш", а Невский изготовил серии ПЛ типа "Сом", "Голланд" и "Нарвал", Охтинская верфь - серию лодок типа "Кайман", Металлический - ПЛ "Почтовой".

Уже в советское время, в 1930 г., на Балтийском заводе восстановили субмарину L-55 английской постройки, поднятую со дна Копорского залива, затем по кораблестроительным программам на Балтийском заводе строили лодки "Д" (I серия), "Ленинец" (II, XI и XIII серий), "Правда" (IV серии), "Щука" (III, V и X серий), "К" (XIV серии), к работам привлекались Северная верфь, "Судомех" и завод им. Марти. В 1936-1938 гг. Балтийский завод построил серию ПЛ типа "С" (IX серии), строились в Ленинграде и знаменитые "Малютки" (VI, XII, XV серия). В 1938 г. на базе технического бюро Балтийского завода по проектированию подводных лодок создано самостоятельное конструкторское бюро - ЦКБ-18, впоследствии его переименовали в ЦКБ МТ "Рубин", ныне известное во всем мире.

После окончания Великой Отечественной войны Балтийский завод участвовал в строительстве самой большой серии ПЛ проекта 613 и ракетных подводных лодок проектов 665 и 651. Всего с момента своего основания Балтийский завод выпустил 134 подводные лодки. Прошли годы, и в дни празднования 100-летия подводного флота России ОАО "Балтийский завод" приступило к подготовке производства нового необитаемого глубоководного аппарата весом три тонны (длина 7 и диаметр 1,5 м). Завод изготовит титановые корпуса модуля аппарата, рабочий и смежный, а также блок плавучести.

Предприятие имеет опыт изготовления современной глубоководной техники. Так, в августе 2005 г. на заводе изготовлен корпус пилотируемого батискафа для иностранного заказчика с глубиной погружения до 7000 м. Сертификат на выпуск глубоководной техники Балтийский завод получил в январе 2004 года.

ЧТО ВПЕРЕДИ

Как известно, сейчас "Адмиралтейские верфи" стали отечественным центром неатомного подводного кораблестроения. Здесь в конце 90-х годов начато производство неатомных подводных лодок 4-го поколения - проект 677 "Лада" (разработчик ЦКБ МТ "Рубин", начальник и генеральный конструктор И.Д. Спасский, генеральный конструктор Ю.Н. Кормилицин). Головную ПЛ "Санкт-Петербург" в нынешнем году планируется передать Военно-морскому флоту РФ, вторая - "Кронштадт" - была заложена в июле 2005 г. Как заявил генеральный директор "Адмиралтейских верфей" В.Л. Александров, "на постройку третьей ПЛ типа "Лада" выделены небольшие, явно недостаточные для ее постройки средства. Несмотря на это, лодка будет заложена в этом году, а что дальше - посмотрим". Результаты испытаний ПЛ "Санкт-Петербург" покажут, какая будет серия:

Несколько отойдя от ближайшей перспективы, необходимо подвести итоги реального вклада города в подводное кораблестроение. И вот что получается, в Петербурге (Ленинграде) построено более 430 подводных кораблей, а как известно, всего отечественная промышленность передала заказчику около 1000 подводных лодок. Так, какова доля города в подводном кораблестроении, становится понятно и видно "невооруженным" глазом: несколько меньше половины, но гораздо больше трети. И это не считая того, что в Санкт-Петербурге сосредоточены ведущие проектные силы - ЦКБ МТ "Рубин" и СПМБМ "Малахит", основные научные центры судостроительной отрасли - ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, ЦНИИ ТС, ЦНИИ "Прометей", ЦНИИ "Электроприбор", ЦНИИ "Гидроприбор" и др. Военно-морская мысль также представлена единственной в стране Военно-морской академией, научно-исследовательскими и высшими учебными учреждениями ВМФ.

Александр КАРПЕНКО
Санкт-Петербург



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#DVPI1986
13.04.2006, 18:04
ЛАО  1973г  РМБ  50-летие СССР  Василий Чернышов  а  НЕ  ТОЛЬКО подводные лодки
-0+
#Sergey
04.09.2006, 14:07
Ищу чертежи, фотографии или любую информацию о проекте 865 "Пиранья" для постройки модели. Буду благодарен за вашу помощь.
Свежие новости
КМЗ разработал контроллер управления якорно-швартовными устройствами
09:29 / пресс-релизы
рекламаПодписка 2025