Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

АА НИИ делает выводы после первого похода "Трешникова"

22 2495 3 мин
Сразу по возвращении научно-экспедиционного судна "Академик Трешников" из 58 Антарктической экспедиции, экипажу пришлось держать ответ перед журналистами. В пресс-центре  ИТАР-ТАСС состоялась "отчетная" встреча, на которой присутствовали:

- Валерий Владимирович Лукин, начальник Российской антарктической экспедиции ФГБУ ААНИИ;

- Сергей Владимирович Лукьянов, капитан дальнего плавания – капитан НЭС "Академик Трёшников";

- Андрей Васильевич Воеводин, заместитель начальника 58-й сезонной Российской антарктической экспедиции, начальник рейса.

В тонкости работы НЭС во льдах Антарктиды и выполненных исследований слушателей посвящал помощник капитана по научно-технической части Михаил Юрьевич Романов.
 Первый рейс нового научно-экспедиционного судна, как и предполагалось, стал его натурными испытаниями. Поскольку многое из установленного на борту оборудования нельзя было толком испытать при глубинах меньше 100 м, экипажу просто необходимо было уйти дальше Балтики. Кроме того, следовало на деле проверить ледовые и мореходные характеристики судна. 
В целом экспедиция уложилась в сроки, подтвердила проектные показатели судна, и протестировала оборудование. Однако не обошлось без нареканий. 

Как отметил Валерий Владимирович Лукин: "Судно не нарушило назначенных сроков экспедиции, аварийных сигналов не подавало, действовало по плану, а 125 рекламактов, составленных во время рейсов, в большинстве своем решались силами гарантийных специалистов поставщиков совместно с членами экипажа, осваивавшими оборудование судна. Сейчас ведутся переговоры о постановке судна на гарантийный ремонт на Адмиралтейских верфях" .

Конечно, интересно, что вызвало такое количество нареканий. Об этом рассказал капитан судна:"Впервые на судне был размещен частотно-пропульсивный комплекс электродвижения в морском исполнении. Ранее подобные системы работали только на берегу. И 125 рекламактов по отказам и неисправностям, связаны, преимущественно, с работой этого уникального комплекса, и являются следствием недоработки программного обеспечения, что находится в плоскости работы производителей Wartsila и Rockwell. Также есть нарекания к работе навигационного оборудования, больше технические - например, у нас отказывали мониторы.
К сожалению, также судно не было оборудовано активными гасителями качки. В океане 20-25 градусов были рядовым событием. В целом судно зарекомендовало себя хорошо, хорошо управляется, хорошо работает, полностью подтвердило заявленные ледовые характеристики, кое-где - даже сверх обещанного". 

Одни ледовые испытания уже были для экипажа серьезной задачей. Для них в условиях Антарктики требовалось найти лед с определенными свойствами - а именно, толщиной 1,1 м льда с 20 см снега и прочностью 500 кПа на излом. Такие характеристики примерно соответствуют свойствам однолетнего припая. Припай удобен тем, что прикреплен к береговой линии, и не "уходит" из-под наваливающегося ледокола. Но в Антарктике он держится недолго и располагается в тех регионах, где картографические и гидрографические работы не проводились никогда ранее.
Помощник капитана Михаил Романов рассказал, как команде приходилось при выборе курса опираться на скудные данные института и собственные инициативы. Например, на воду спускался рабочий катер с командой, которая дедовскими способами осуществляла промеры, и НЭС шло за катером," как в свое время Аврора шла на залп". В результате поисков выбор пал на бухту Симонова, где НЭС "Академик Трешников" - все еще идя на ощупь - достигло самой южной отметки в этом бассейне, куда когда-либо заходило судно. Ранее в этих широтах держал позиции ледник Георга VI, стаял и отошел южнее он совсем недавно. 
В итоге на припае была проверена ледоходность передним и задним ходом, выполнен маневренный разворот. По итогам наблюдений все характеристики соответствуют заявленным. Набегами брали лед толщиной до 4 м 80 см, хотя, конечно, на результат влияет не только толщина льда, но и толщина снега, ветер, течение, погодные условия и т.д.  

Надежность корпуса и оборудования на "Академике Трешникове" были проверены в море Уэделла, особенностью которого является крайне неоднородный ледовый покров, битые осколки и поля многолетнего льда. Пройденный десятибалльный сплошной массив льда корпусу не навредил.
Помимо проверки качеств судна также была проведена серия наблюдений, изучены свойства и структура воды всего бассейна западного побережья Антарктического полуострова. Она в корне отличается от воды восточного побережья в связи с влиянием теплого течения, что и было подтверждено. Всего было выполнено 14 научных программ, в основном - гидробиологические наблюдения, сбор проб воздуха и атмосферного аэрозоля, радиолокационные работы.
Помимо задач научных, были выполнены и экологические - со станции Беллинсгаузен было вывезено 170 т отходов прошлых экспедиций. 8 февраля были закончены работы в регионе, и судно легло на курс до дома. 

Участники экспедиции с удовольствием отметили, что и в составе экспедиции, и на станциях появляется все больше заинтересованной молодежи. Они зимуют на станциях, участвуют в исследованиях. 
Сейчас в Антарктике работает пять круглогодичных станций: Мирный, Восток, Прогресс, Новолазаревская и Беллинсгаузен, и пять сезонных баз: Молодежная, Дружная-4, Союз, Ленинградская и Русская. Всего 110 зимующих и 12 сезонных сотрудников. Предполагается, что в ближайшее время база Русская будет переведена в круглогодичный режим. 
Флот представлен тремя судами : два от Росгидромета - "Трешников" и "Федоров", и НИС Роснедр "Академик Александр Карпинский". Успешные испытания нового "академика" дадут возможность РАЭ уже со следующего сезона перейти на двухсудовой режим работ: "Академик Федоров" будет работать в индоокеанском секторе Антарктики, а "Трешников" - в Тихоокеанском.  

Анна Абрамова



Комментарии   22.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#borys
18.04.2013, 13:19
Интересно было бы узнать, что же в этом пропульсивном комплексе уникального? Таже Вяртсиля с АББ и Сименсом таких комплексов много поставила на снабженцы. Практически всё электродвижение на судах, построенных в Норвегии с частотным регулированием. Проблем с ними особых нет. Их ставят даже на рыболовных судах. Может при установке чтото не так сделали?
-0+
#Донской Алексей Владимирович
18.04.2013, 18:40
Учитывая, что после "установки", на ходовых испытаниях, "запороли" 2 главных двигателя из 3, в этом можно не сомневаться)))
-0+
#Евгений
18.04.2013, 15:20
А термины "крепкость корпуса" и "ледоходкость" - из какого словаря?
И снова в подборке фотографий "из архивов участников экспедиции" фотографии "Академика Федорова" вместо "Трешникова".
-0+
#Yuri
18.04.2013, 15:50
Rockwoll вроде как изоляцию делает.
 
Роквел может?
-0+
#Абрамова Анна Александровна
19.04.2013, 09:18
Спасибо, вы правы, исправила.
-0+
#Евгений
18.04.2013, 16:02
"Набегами брали лед толщиной до 4 м 80 см"
Как-то уж очень сомнительно. Такое даже для атомных ледоколов многовато.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
18.04.2013, 18:21
Дополню коллег ))) :
1. Хотелось бы чтобы редакция перечитала первую фразу материала и попыталась осмыслить.
2. "экипажу надо было выбраться в поля" - это видимо из жизни комбайнеров.
3. Про "крепкость и ледоходкость" уже сказали
4. Не "регламакты", а рекламакты - от слов рекламационные акты, и акты не "решаются", а устраняются претензии в них отмеченные.
5. Комплекс электродвижения не уникален. А частотный регулятор не Rockwool, a Rockwell.
6. Кстати и море не Уиделла, а Уэделла. Насколько я помню. И т.д. и т.п.
 
Вообщем стилистика, профессионализм изложения и пр. на 2 балла, а не на премию.
 
Самое главное. Само по себе количество рекламаций ни о чем не говорит. Хотелось бы узнать их содержание и серьезность претензий. Если судно встает на гарантийный ремонт, то речь явно не о сбое программного обеспечения.
Почему судно в таком объеме использовало промеры с катера, при наличии на борту многолучевого промерного комплекса имеющего передней сектор "обзора"? Или корреспондент что-то не понял? далее...
-0+
#Абрамова Анна Александровна
19.04.2013, 09:14
Алексей, спасибо вам за согласие участвовать в жюри.
Окончательные выводы по рекламациям будут в среду - будет официальное заседание, озвучены рекомендации к ТЗ на еще одно судно, рекламации к этому. Мне, может быть,  покажут эти документы - вчера разговаривала с Лукиным, он обходил стороной технические моменты, но несколько обещаний дал.
Насчет промерного комплексы - журналист все записал дословно. То бишь правда делали лунки и меряли так. Оборудование, в том числе промерное, включили только на обратном пути - капитан показывал результаты сканирования на встрече в ИТАР-ТАСС.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
19.04.2013, 10:52
Уважаемая Анна Александровна!
Что записал журналист и что именно "меряли так"? Глубину моря? Толщину льда?
Последняя фраза из области фантастики - журналист видимо не понял о чем речь.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
18.04.2013, 18:32
Я конечно не уверен, но мне кажется, что правильнее писать не "Антарктический полуостров", а "Антарктический континент". Хотя корреспондент общался с экипажем, который там побывал и возможно узнал что-то новое.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
18.04.2013, 23:29
Я приношу извинения автору статьи за ерничанье по поводу Антарктического полуострова. Это мое незнание географии и соответственно самого большого полуострова Антарктиды. Мой предыдущий комментарий неуместен.
-0+
#Евгений
18.04.2013, 19:40
Кроме первой фразы материала хотелось бы обратить внимание еще и на этот перл: "НЭС шло за катером, "как в свое время Аврора шла на залп к Благовещенскому мосту"
-0+
#Донской Алексей Владимирович
18.04.2013, 20:06
Тем паче, что мост тогда был Николаевским, шла она для восстановления движения по мосту, а потом ограничилась условным выстрелом )))
-0+
#Абрамова Анна Александровна
19.04.2013, 09:30
Но выстрелить-то выстрелила) Что я могу поделать, дословная цитата. На мой взгляд,весьма забавная.
-0+
#Евгений
18.04.2013, 19:50
Касательно промеров с катера - знаю со слов одного из участников экспедиции, что при ледовых испытаниях "дедовским способом" осуществлялся замер толщины льда - бурили лунки и делали замеры впереди по курсу судна на некотором удалении. Может, это имелось ввиду?
-0+
#Донской Алексей Владимирович
18.04.2013, 20:10
Видимо да. Хотя разведку ледового поля наверное удобнее делать с вертолета. Про вертолет кстати ничего не сказано ((((
-0+
#Абрамова Анна Александровна
19.04.2013, 09:31
Ни вертолет, ни спутник, возможно, вы меня поправите, но глубин не дает.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
19.04.2013, 11:02
Имеется в виду, что при выборе ледового поля для чего-нибудь, вертолет вылетает и все осматривает с воздуха, потом там где нужно зависает или садится, люди спрыгивают, бурят лунку, меряют толщину / глубину. Летят дальше.
-0+
#Абрамова Анна Александровна
19.04.2013, 11:20
Признаюсь, не додумалась до такого варианта. Ну тут уже приведу слова Лукина из вчерашней беседы: "Если б мы могли так шиковать: вертолет сюда, вертолет туда...."))) Ну и, как сказали ниже, вертолета не было.
-0+
#Евгений
18.04.2013, 20:12
Вертолета не было на борту в этом рейсе
-0+
#Донской Алексей Владимирович
18.04.2013, 20:24
Жаль (((
-0+
#Донской Алексей Владимирович
18.04.2013, 20:22
Для уважаемых коллег (и особенно для редакции))) - более внятный пресс-релиз ААНИИ по этому поводу:
http://www.aari.nw.ru/docs/press_release/2013/ATR.pdf
Свежие новости
"Нева Тревел" завершила летнюю навигацию очередным рекордом
19:59 / судоходство