Устройства или гидротехнические сооружения порта, предназначенные для швартовки судов, их стоянки во время погрузочно-разгрузочных работ, посадки и высадки пассажиров и других портовых операций. Типы и конструкции П.С. зависят от различных естественных факторов (геологического, гидрологического и др.) и от технологических условий (глубины у причалов, нагрузки). Совокупность П.С. образует причальный фронт порта, протяженность которого в крупных портах составляет десятки километров. Наиболее распространены П.С. в виде набережных, обрамляющих территорию порта, или пирсов и эстакад, имеющих непосредственную сухопутную связь с основной территорией порта. Для приема крупнотоннажных судов (главным образом танкеров) получили развитие также рейдовые стационарные и плавучие причалы. Существует несколько принципов классификации П.С. По капитальности, в зависимости от общей высоты и от значения (основные либо второстепенные), П.С. делятся на классы - от I (морской, высотой до 25 м и более) до IV (речные). По форме обделки берега П.С. бывают вертикальные, откосного, полуоткосного или полувертикального профилей. Наиболее удобная с точки зрения эксплуатации форма - вертикальная, применяемая во всех портах. Остальные формы П.С. характерны для речных портов с большими амплитудами сезонных колебаний уровней, когда вертикальные набережные большой высоты нерентабельны. Обычно П.С. при наличии воды возводят на акватории порта без применения перемычек. Случаи постройки П.С. насухо до затопления водохранилищ сравнительно редки. Это объясняет особенности конструкции П.С.: максимальное использование крупноблочных сборных элементов и плавающей техники (кранов, копров, водного транспорта, водолазных работ). По геологическим условиям П.С. делятся на 3 группы: гравитационные - при скальных или плотных нескальных грунтах, свайные - при мягких грунтах, допускающих забивку свай, и на специальных основаниях (опускных колодцах, кессонах и др.) - при слабых грунтах, не допускающих забивки свай ввиду большого количества валунов. Свайные П.С. подразделяют на больверки (тонкие стенки с анкерами и без них), набережные с высоким ростверком (с передним или задним шпунтом) и сквозные (свайные эстакады). Комбинация конструкций дает сооружения смешенного типа. Для возведения П.С. применяют различные материалы: дерево, бетон, железобетон, металл (сталь). Нередко П.С. делают из разных материалов (основание - из деревянных или металлических свай, верхнее строение - из бетона или железобетона). Однако наиболее распространены железобетонные и бетонные конструкции. К гравитационным П.С. относятся набережные стенки, для которых основной нагрузкой является горизонтальное давление грунта, а эксплуатационные нагрузки второстепенны. Устойчивость гравитационного П.С. обеспечивается собственным весом. Конструкции гравитационных П.С. весьма разнообразны. Наиболее часто П.С. выполняют из массивной кладки, железобетонных массивов-гигантов, а также тонкостенные с внешней и внутренней анкеровкой. Получила распространение конструкция из железобетонных оболочек большого диаметра, установленная на каменную постель или заглубленная в грунт, с разгрузочной консолью у верхнего строения.
По данным "МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+